Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

dragon-superior

Пребывание в мире, будучи свободным

Суфийский наставник Сари аль-Сакати торговал подержанными вещами на багдадском базаре. Однажды с горы Локкам к нему пришел человек:
- Шейх такой-то с горы Локкам приветствует тебя!
- Но ведь он живет в горах, - ответствовал Сари. - А это значит, что его усилия бесплодны. Человек должен обладать способностью жить среди людей, в самой гуще базара, и в то же время оставаться настолько погруженным в Бога, чтобы ни на единый миг не прерывать с ним связи.


Мохаммад Шафии. Свобода от себя
dragon

Новации Далай Ламы



Лидер буддистов Тибета, предложил накануне провести среди последователей своего учения по всему миру (их насчитывается от 13 до 14 млн человек) референдум по вопросу о том, следует ли ему претерпевать реинкарнацию. Далай-лама хочет, чтобы референдум был проведен, пока он не покинул этот мир. По словам тибетского изгнанника, если большинство проголосует "против", он просто не станет рождаться вновь, тем самым оборвав линию преемственности, которая, согласно традиции, восходит к концу XIV века.
Если большинство выскажется за его реинкарнацию, то, по словам Далай-ламы, он, возможно, укажет на человека, в которого переродился, еще при своей жизни, порвав с 600-летней традицией нового появления на свет в качестве младенца мужского пола после своей смерти.
Он признал, что его предложения рассчитаны на срыв планов китайского руководства, которое хочет само выбрать следующего Далай-ламу и тем самым укрепить свою власть в гималайском регионе.

http://www.religio.ru/news/buddizm/15798.html

Глава буддистов Тибета Далай-лама XIV в интервью журналу Vanity Fair заявил недавно, что если женская природа воплощения будет полезнее, он родится женщиной. И не потому, что "женщина - это красиво", а потому, что в этом мире страха и злоупотребления властью может оказаться более полезным, если слова о терпимости и мире будут исходить из уст женщины.
http://www.religio.ru/news/buddizm/15845.html

Не было счастья, да несчастье помогло. Если бы китайцы не вторглись в Тибет в 1951-м, тибетский буддизм так бы и оставался территориально локальной религией, интересной лишь экзотическим национальностям вроде бурятов, калмыков и тувинцев - а так стал religion of choice для западных интеллектуалов и художников. Более того, nolens volens он оказался самой "прогрессивной" религией, в которой возникает идея свободных выборов лидера или женского руководства - степень революционности которой трудно переоценить (хотя в любых других сферах она покажется закономерной). (К слову, трудно пока представить себе понтифика или патриарха, доверяющего выбор своего преемника прихожанам) В этой борьбе сил китайцам только и остается что вспомнить о нерушимости традиций и заявить, что новое воплощение должно происходить "по старым правилам".
dragon

В каждом есть природа Будды

Дочка (1 г 6 м) расширяет словарный запас. Довольно часто у нее получается, что какие-то конкретные предметы обозначают всю категорию предметов. Например, она знает, что кошка - это "киса", но предпочитает называть всех кошек "Маля" (по имени нашей кошки Малии). Или - знает разные цвета, но предпочитает называть все цвета "синий". Таким же образом она все изображения статуй называет "Будда".

Теперь собственно история. Дочь смотрит журнал, видит там бюст Дзержинского. Тыкает в него пальцем и заявляет: "Будда".
dragon

Изображение Не-Я

"Not-Self" consciousness and the Aniconic in Early Buddhism" published as Chapter 11 in J. Scott Jodan, ed., Modeling Consciousness Across the Disciplines Symposium, (Lanham, Maryland: University Press of America, 1999), pp. 269-280.)
http://faculty.sxu.edu/~rabe/bodhgaya/index.html (via metanymous)

В течение пяти веков после Пробуждения Будды никаких его изображений не существовало. Ранние буддисты принципиально отказывались создавать скульптурные или графические иконы Будды - хотя с какого-то момента стали допускаться изображения бодхисаттв (согласно легенде, изображения бодхисаттв допустил сам Будда по просьбе одного из монахов). Изображались окружавшие Будду ученики, разрушавшие концентрацию Будды демоны, изображалось дерево Бодхи и сидение под ним - но вместо Будды была пустота.



Будда, достигший Пробуждения, стал "не-я", "не-самость", и единственным возможным изображением этого обретенного им статуса был пустой фон, подразумевающий наличие фигуры. (А это значит, добавлю я здесь, что отвлечение от фона, создание канонических иконических изображений - улыбки Будды, сложенных в мудры рук, положений тела - было существенным отвлечением от сути).

Эти исторические соображения об изначальном буддизме достаточно сильно перекликаются с современным (переодически возвращающимся) воззрением о том, что ничто так не повредило учению Будды, как превращение буддизма в религию: http://community.livejournal.com/ru_buddhism/478090.html.

x-posted to ru_buddhism
dragon

Выбор мучеников: операция Аука и деревня Прямухино

Wikipedia рассказала вчера об операции Аука - и эта история удивительным образом совпала с моими недавними мыслями. Если вкратце: пятеро американских миссионеров отправляются в агрессивное амазонское племя хуаорани, чтобы принести им "свет Христа". Сперва скидывают туземцам подарки с аэроплана, а потом разбивают лагерь поблизости от их поселения. На пятый день туземцы посещают лагерь и оставляют миссионеров живописно валятся с распоротыми животами, демонстрируя внутренности окружающим джунглям.

Дальше по нарастающей - передовица в журнале Life, волна выступлений о необходимости "цивилизовать дикарей", признание миссионеров мучениками... Новые попытки цивилизовать - приводящие к фактическому уничтожению культуры хуаорани. Можем ли мы оправдать кровожадных убийц-индейцев - на деле всего лишь защищавших свой дом и своих близких (хуаорани верят, вероятно неспроста, что все пришельцы со стороны - кровожадные канибалы)? Оправдать, к примеру, просто задав вопрос - в какой мере смерть миссионеров является последствиями их собственных действий, их собственной игры, их собственных выборов? Если бы индейцев просто оставили в покое, просто дали возможность жить на своей территории, не навязывая ни религий, ни культуры, ни правил поведения?

Или недавняя трагедия в деревне Прямухино - смерть священника Андрея Николаева, его жены и детей. Что именно произошло? Мы знаем факты: ночной пожар, несколько погибших, неровные отношения с односельчанами до того. Мы спекулируем: убийство, сам виноват, и т.п.

Но даже если предположить, что это действительно мученическая гибель, если священник действительно был убит односельчанами - в какой мере он сам подвел историю к этому трагическому финалу? Бывший спецназовец, двоюродный брат заокеанских пастырей душ (таких же, наверное, стриженных и улыбающихся), подошедший к задаче по-военному четко, надо спасти, надо увести, два часа на марш-бросок, запросить подкрепление у центра. Имеем ли мы право на такое вот:

"Священник служил в спецназе, он думал о том, что на самом деле его будут жечь, и о том, что церковь еще жестче, чем армия. Он хотел сделать все сразу, не сочувствуя русскому народу, не сочувствуя людям, которые… стали алкоголиками, но их надо было… тихонечко надо было вести. Я осмеливаюсь оправдывать этот народ."

Выбор мучеников - это выбор соскальзывающего сознания. Сознания, где намерение ставят выше реальности. Манипуляции спящими и страстными людьми.
dragon

Learning to fly

Без контроля тяжело - самому
Полагаться на случай. Но стараюсь.
Как снежинка, я верчусь и во тьму
Из сиреневой тучи - обрываюсь.
Воздух режет как стальная струна,
Ноздри перемерзают ванилью.
Зачесалась под рубашкой спина -
Пробиваются через кожу крылья.
Пробиваются через кожу.
Многие уже падали - но смогли
Не срываясь ни в сон, ни в рвоту,
В метре или в двух от земли
Приобрести мастерство полета.
И я смогу, правда, Боже?
Там, в двух метрах - молюсь и жду -
Мне, истрепанному небесами,
Сможет качнуть звезда звезду
Моими собственными глазами.
Рушусь во влажную круговерть,
В скользкий колодец - где в тине донной
Видно, как улыбчивая твердь,
Словно мать, мне раскрывает ладони.
Сколько осталось - да сколько б там
Ни было, хватит, чтоб не разбиться.
Чтобы все вспомнить.
Я должен сам
Вспомнить.
И вспомню.
И стану птицей.
dragon

Почему мне интересен буддизм

Несколько молодых людей поведали Будде о том, что в их стране наставники различных философских школ проповедуют так много разных учений, что они не знают, кому верить, и потому испрашивают совета.
Будда ответил: "Не принимайте ничего на веру лишь в силу традиций, хотя бы это и высоко чтилось многими поколениями и в различных местах. Не верьте ничему на том основании, что многие говорят об этом. Не поклоняйтесь слепо вере мудрецов прошлого. Не верьте тому, что вы создали в своем воображении, убедив себя, что это есть божественное откровение. Не верьте ничему лишь на основании авторитета ваших наставников или гуру. После исследования верьте тому, что вы сами проверили и нашли обоснованным, и только тогда согласуйте с этим свое поведение".
dragon

Смысл религии

Как я уже писал, я вижу причину религий в существовании "разрыва адаптивности": того опыта, который либо нельзя повторить, либо нельзя сделать межличностным (либо и то, и другое одновременно). Самый характерный пример - но не единственный - это терминальное состояние, опыт умирания. В "черную дыру" религий с успехом проваливаются чудеса - уникальные (невоспроизводимые или очень редко встречающиеся) события: с одной стороны, они несовместимы с рабочей "картиной мира", с другой - в силу их редкости или уникальности мы не можем разобраться в их природе, а значит - часто воспринимаем их как манифестацию, проявление "чего-то там", потусторонности или воли божеств. Наконец, особые личностные переживания, так же не совместимые с повседневным опытом, мы тоже склонны отнести к области "религиозного опыта".

Наука разделена с религией именно тем, что она систематизирует воспроизводимый межличностный опыт (более того, в широком смысле науку - не как профессиональное занятие в современном обществе, а как более давний термин - и стоит определить как систему межличностных знаний о воспроизводимом опыте - и тогда в науку будут включаться, вполне обоснованно, ремесло и технология). Наука - это способ перебрасывать мосты, ткать ткань понимания. Для постижения научной картины мира можно двигаться без учителя-гуру; в религиозной картине мира учитель или наставник необходим. Для постижения научной картины мира нужно проверять, опираться на опыт. Для религиозного постижения нужно верить чаще, чем выверять. Есть большая зона пересечения научных и религиозных картин мира, где это не совсем так - но это будет так на концах полюсов (вернее, в безраздельных "доменах" каждого из двух "подходов").
[кстати, буддизм - как учение Будды и его последователей, как практика и теория постижения психической реальности - в этом смысле абсолютно научен и полностью противоположен буддизму-религии; возможно - я хуже это знаю, но почти наверняка - в таком же отношении находится тантра по отношению к индуизму]

И, поскольку, объяснив доступное и часто встречающееся, наука принялась за "чудесное" - сфера чудесного стремительно скукоживается. Начав разбираться с "нормальными" и "будничными" состояниями психики, наука неизбежно выходит к изучению "ненормальных" или "измененных" состояний. Она "откусывает" у религии два ее основания. Но - вероятнее всего - наука будет не в силах "откусить" третье основание - объяснение терминального опыта (unless научный прогресс позволит достигнуть физического и психического бессмертия). Человек каждую секунду живет лицом к лицу с собственной финальностью, но не готов принять тот факт, что когда-нибудь он исчезнет. Состояние смерти наблюдателя не совместимо с наблюдателем. И это третье основание религии позволяет ей сохраниться и распространить свои щупальца на реальность.

Два основных смысла религии так или иначе связаны со смертью.

Первый - учение о смерти, которое включает объяснение посмертного существования и объявляет о продолжении жизни в той или иной форме. Христианство содержит доктрину воскрешения в теле. Христианство, ислам и иудаизм разделяют картину послесмертных "миров" рая и ада. Индуизм и буддизм содержат доктрину о перерождении - обещание существования, пусть в измененных формах. Таким образом, они решают вопрос после-существования.

Второй смысл - учение о жизни (вернее, о "смысле жизни"), морально-этический кодекс и ценностная система. Так или иначе, смерть наступает даже для верующих в посмертную жизнь. Значит, досмертное сущестование должно быть таким, чтобы соответствовать послесмертному, сбалансироваться с ним. Можно копить хорошую карму вращением молитвенных колес, можно служить своему гуру, можно ходить к причастию и на исповедь... Можно не убивать (или убивать только "неверных", или убивать только животных), можно не красть, можно не пить вина (или наоборот - пить вино в процессе обряда). Учение разрешает вопрос о каждодневном бытии и направленности существования. Учение решает вопрос о том, что делать со свободой воли.

Верующие люди счастливы потому, что не должны каждый миг сталкиваться с Ужасом небытия. Не должны заглядывать в бездну. Их жизнь разрешена от фундаментального вопроса - обоснования своих повседневных выборов. Отдав выбор своему учителю или своей религиозной доктрине, эти люди наполняются светом - но свет ли это знания, или свет интоксицированных нежеланием выбирать и знать? Религия - действительно опиум; но не для народа (как говорил Маркс, которому привычно было мыслить "массами" и "классами"), а для каждого отдельного существа, не желающего глядеться в зеркало.
dragon

Буддизм и воображение

Специально к диалогу metanymous и its_probably_me о том, развивает ли буддизм воображение:

Интересно изучение (на основе теста Роршаха) восприятия людей, практикующих буддистскую медитацию - от начинающих до просветленных мастеров. Начинающие демонстрируют обычные реакции, в то время как испытуемые, обладающие большой степенью концентрации, видят на картах Роршаха не обычные узоры животных и людей, а только светлые и темные узоры. Тот факт, что их ум менее склонен к преобразованию этих структур в организованные образы, соответствует утверждению, что концентрация фокусирует ум и уменьшает число ассоциаций.
В. Майков, В. Козлов. Трансперсональная психология
(ссылка на работу Walsh, Shapiro, 1984)
dragon

НРД

Симуляция новых религиозных движений как распространение сети: http://jasss.soc.surrey.ac.uk/8/1/6.html
Лидеры религиозных движений - информационные предприниматели, способные решать проблемы и получающие от этого удовольствие. Достижение успеха новым религиозным движением во многом основано на самообмане последователей - как в верованиях о божественности тех или иных решений, так и в верованиях о необходимость поддерживать социальные нормы движения.
Иначе говоря, есть индивид, желающий предложить ответы на вопросы бытия. И есть толпа дураков, которые готовы его слушать. Скрестив первое со вторым, получаем секту. В этом нет ничего нового, но так хотелось в этом лишний раз убедиться.