Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Знаки будущего в фантастических текстах

(Очень телеграфно). Многие знают тезис о том, что литературное пространство описывает поколенческих героев и поколенческие чаяния. Ну типа – образ «романтических злых гениев» типа Монте-Кристо, Рокамболя или Капитана Немо, вдохновлявший молодых европейских дворян на бунт против власти. И это не только про то, чем люди живут сейчас – но и про то, чем они живут в будущем, чем они заряжены.

И если мы посмотрим на паттерны, которые сейчас есть в фантастической литературе с середины 20 века, то увидим примерно следующее. С 1940 по середину 1960-х – расцвет научной фантастики, космос, завоевание других планет, человек и робот рука об руку идут в светлое будущее. То, что вдохновило потом поколения инженеров на созидание мечты – своего рода вера в то, что мир можно правильно перепроектировать. Некоторые и до сих пор так думают, к слову.

Потом с 1970-х и почти по начало 2000-х – время фэнтези. Нет в жизни счастья, но есть другие миры, где в нас верят и ждут. При чем, сначала фэнтези – это неприкрытый романтизм: настоящие чувства, настоящая любовь, подлинная борьба добра и зла. Запрос на эскапизм, отвечающий чаяниям и хиппи, и наследовавшего им поколения Х. Сейчас этот жанр доэволюционировал до весьма амбивалентных героев и историй типа тех, что описаны в «Песни льда и пламени» Мартина – уж и непонятно, хочется ли в такой мир бежать, и не зашибут ли в нем на первом же перекрестке.

Если же говорить о том, что приходит им на смену – у меня есть гипотеза. Начало 2000-х – это, конечно, «время вампиров», а также добавившихся к ним оборотней и разных людей Икс. Типа, есть люди, а есть уже пост-люди, мутанты, наделенные сверхсилой и могуществом, наследующие мир. Кому в этом что видится – а мне представляется тот самый divide, не только цифровой, но и психический. Четкое ощущение поколения, что оно уже другое, и пока «людишки» (они же взрослые) делят нефть, газ и территории – настоящие битвы за будущее происходят совсем в других местах. Развитие жанра – вампиры выходят из тени и перестраивают мир под себя, теперь уже люди платят им дань своей кровушкой в явном виде. Что там могло бы быть нужно победившим Людям Икс, не совсем понятно – им, по всей видимости, обычные люди не интересны вообще.

И далее – что мы видим в этой области в совсем последнее время. Большое, конечно, видится издалека, и я могу сильно промахнуться, но вот какое предположение – что самые типичные книги этого поколения это «Голодные игры» и «Бегущий в лабиринте». То есть, взрослые разобрались про то, что тут появляется несогласная с их правилами и установлениями молодежь. Мир взрослых давно и прочно прогнил. Но они пытаются этих активных молодых перепаковать и использовать в своих интересах. Появляются герои, которые успешно обходят систему и поднимают бунт. Позитивной программы, конечно же, нет (примерно как у одной страны, которая в этом году решила в одиночку поменять миропорядок) – но есть ощущение, что у нас-то чувства и смыслы подлинные, а значит, за них можно и нужно умирать. Ну то есть, тот же «Граф Монте-Кристо», но не в логике предотвращения социальной несправедливости, а в логике ниспровержения основ и пересборки социального мира.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments