Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Category:

Предваряя Манифест Психозоя – об одном аспекте человеческой психотехноэволюции

Как говорил Юнг, у отдельного члена племени нет личности, но есть коллективная личность самого племени. Примерно о том же пишут и этнографы, напр. А.Хауитт в описании австралийских племен: «Понятие отдельной личности неизвестно. Она не пользуется никакими независимыми правами».

Коллективная личность – отдаленное описание того, чем племя является на самом деле. Племя существует как единое тело, органы которого, отдельные индивиды, в определенные моменты появляются и исчезают. Рождение и смерть сопровождаются ритуалами, которые позволяют облегчить переход – но существует надличностная мудрость племени, которое способно принять, обработать и максимально мягко провести любой индивидуальный процесс. Иными словами, в коллективной личности могут быть коллективные травмы, но (вероятнее всего) практически не бывает индивидуальных травм. Этому помогает ритуал, этому помогает связь с первопредками, этому помогает совет старейшин, удерживающий коллективную мудрость. Жизнь племени глубоко и глубинно демократична.

Современный человек живет в одиночестве своей экзистенции, и каждому из нас довольно сложно понять, как и почему можно желать объединяться в коллективную личность. Но в глубине души память о коллективном существовании – и более того, тоска по нему – остается с нами. Мы понимаем, что с переходом к отдельному существованию что-то важное и очень человеческое в нас было потеряно. Именно на этом основан успех больших социальных движений, вплоть до фанатских движений, тоталитарных диктатур и новых сект – каждая из них в практике реализует чувство коллективной причастности, бытие «чем-то большим чем я», осмысленность, которая может рождаться только с надличностного уровня.

Но примерно так, как младенец не может оказаться вновь в утробе и воссоединиться с матерью, так и индивидуальности не могут просто вернуться в племенную жизнь. Не случайно племенное существование – это ранний этап, который практически не воспроизводится в самых разных обществах по мере их развития. У этого есть простое основание – необходимость кооперации в больших группах и свободная включенность отдельных членов в разные группы разрушает единство одной конкретной группы.

Какая-то форма коллективизма, что-то вроде племени, необходима для преодоления одиночества и разобщенности. Нужна и возможность единства на уровнях больших, чем племена древности – на уровнях тысяч, сотен тысяч и даже сотен миллионов человек. Что-то, что немыслимо и даже страшно из «сейчас» - но позволит выстроить осмысленность в развитии «человеческого муравейника». Мы предполагаем, что это «что-то» должно быть связано со следующим шагом эволюции интернета, когда сеть и сознание благодаря технологическим решениям максимально сближаются. Именно тогда возникает возможность рождения новых коллективных личностей, которых Питер Диамандис называет «коллективным мета-сознанием», а мы называем «лесом сознаний». Более того, мы предполагаем, что именно «лес сознаний» является тем качественным переходом, на который указывает «плавающая точка Сингулярности» - потому что это одновременно трансформация технологической, биологической, социальной и психической природы человека и рождение принципиально нового качества – распределенной и устойчивой связности.

Рождение «леса сознаний» должно опираться на несколько вещей. Первая: тотальное проникновение Интернета в нашу жизнь. Вторая: максимальное распространение технологий, интегрирующих телесность и разные аспекты психики в сетевую коммуникацию – это нейроинтерфейсы и мониторы состояний. Третья: распространение социальных практик «новой искренности», связанных с «прозрачностью» сетевого общества, отменяющих социальные маскирующие нормы поведения аграрного / индустриального общества и поддерживающих максимальную персональную открытость и аутентичность. И четвертая: развитие и распространение психопрактик, культивирующих в групповом существовании аутентичность и осознанность. Поскольку все четыре вещи поддерживаются очень сильными трендами в развивающихся странах, можно предположить, что появление «лесов сознаний» - вопрос не более чем 10-15 лет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments