Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Categories:

Новое семейное образование

(в последнее время очень много разговоров об одной важной теме, которые я решил обобщить в посте)

Если бы меня спросили о том, какова самая дефицитная массовая компетенция, востребованность которой будет возрастать в ближайшие 20 лет, я бы сказал, что это - компетенция родителя. Даже сознательные родители не до конца понимают, что значит "родительствовать" и как это лучше делать - не говоря о всех остальных. И более широко - как строить семью, чтобы она была функциональна (т.е. работала на благо ее участников, а не травмировала каждого из них), как быть и действовать вместе.

Но почему это важно? Востребованность связана с тем, что мы оказались в ситуации, в которой не были до этого никогда. А ситуация очень простая: наши предки до недавнего времени жили в деревнях, т.е. в аграрном укладе. Аграрный уклад - это столетиями отшлифованные практики. На каждый вопрос семейной жизни там есть свое знание, свое ритуал, и эти знания и ритуалы сопровождали человека от самого рождения до самой смерти. Передача опыта от родителей к детям, правила совместной жизни, способы сглаживать конфликты и проч. - все это сохранялось как неявное (вербально невыражаемое) знание и встраивалось в быт. (Ну а если на то пошло, то аграрный уклад - это адаптация от еще более отшлифованных практик племенной жизни, которые тянутся к нам из неолита и ранее, от самого начала человеческой цивилизации). Жизнь в городах - это life out of balance, жизнь вне баланса, и чтобы сложить новые практики совместности, ей будет требоваться довольно много времени. Как следствие, нужны "костыли" - поддержка явным знанием и явными процессами его передачи, т.е. специальное "родительское" и "семейное" образование.

Теперь - что является центральным в таком образовании? Я считаю, что это - образ будущего семьи, который складывается из представлений и желаний всех ее участников. Образ будущего - это не статичная картинка, которую нарисовали единожды - это согласованное представление, которое обновляется каждый раз, когда для этого есть необходимость, когда меняются ситуация и представление у каждого из значимых участников семьи, либо когда появляются новые участники семьи, либо когда уходят старые участники семьи. Образ будущего обязательно должен быть совместным - это не видение родителей в отношении будущего детей, а именно общее видение, в котором максимум добровольности, максимум взаимной правдивости и минимум насилия.

Центральным понятием совместного образа будущего является общее дело. Общее дело - это практика, которая позволяет семье быть вместе в действии. В древности этим общим делом было совместное выживание (в аграрном укладе - совместное ведение хозяйства), но как только преодолен порог "угрозы выживанию" (а в современных городах он преодолевается довольно быстро), то надо искать новые практики. Потому что вокруг каждого из членов семьи очень много силовых полей, которые растягивают их в стороны. Взрослых тянет в стороны их работа и увлечения, то же самое происходит с детьми по мере их взросления. Значит - можно такое общее дело выращиваеть из хобби и увлечений, но в пределе оно проявляет себя как семейное призвание (как, например, у потомственных врачей или юристов, но не только у них). И смысл образа будущего ровно в том, чтобы превращать то, что нравится отдельным участникам, в общий процесс, чтобы находить "точки аутентичности", способы, которыми каждый может быть самим собой и быть с другими.

И именно вокруг совместного образа будущего выстраивается все остальное. Потому что - если понятно, куда идет семья и в чем запрос каждого из ее участников, то можно говорить о запросе на конкретные компетенции, на дополнительные знания и навыки, которых не хватает. Родительская компетенция не в том (или не только в том), чтобы делать хорошо ребенку, и не в том, чтобы ребенок выглядел воспитанным, и не в том, чтобы обеспечить получение им хороших оценок в школе, и не в том, чтобы навязать ребенку свои нереализованные стремления - она в том, чтобы позволить ребенку максимально раскрыть себя с учетом существования этого ребенка в семье, т.е. среди других. Семейная компетенция не в том, чтобы делать хорошо участникам семьи, или чтобы семья выглядела хорошо для окружающих - она в том, чтобы каждый из участников раскрывал себя среди других, чтобы организм семьи жил.

Отсюда, понятно, должны быть сквозные программы, сопровождающие родителей / семьи на их жизненном цикле, от зарождения семьи, через рождение первенцев, вдоль всего выращивания и взросления детей (и далее - до ухода детей из семьи, а потом до старения и смерти). В полном жизненном цикле семьи (об этом хорошо пишут Эриксон и Джей в "Стратегиях семейной терапии"). И большую часть компетенций в этих программах должны давать не специальные преподаватели - нет, их должны друг другу давать сами родители, члены разных семей, потому что каждый из них в чем-то компетентен, а в чем-то может запросить компетенцию других. Для начала, конечно, можно учиться в прямой передаче, но массовые решения требуют организованности. Отсюда - возникающие и развивающиеся родительские и семейные сообщества, в которых происходит передача опыта по горизонтали, а вместе с этим возникают общие дела, новые связи, другое качество совместности.

По сути - мы говорим о новом формате: "родительский университет", "университет поколений". Для сбора таких проектов пришло время, и их востребованность будет с каждым годом только возрастать. Собственно, это следующий шаг в сфере семейного образования после бума детских клубов и стремительного развития внесистемного детского образования.

(Кстати, уникальной ситуацией нашего времени, создающей основную предпосылку для такого образования, является возможностей детей сказать родителям: "Вы нас неправильно воспитывали". Физическое старшинство семьи, определявшее иерархию в прежние времена (потому что в воспроизводящихся обществах физический возраст и психологический возраст оказываются связаны), более не действует - слишком велика скорость изменений и пересмотр релевантности опыта. Родители часто оказываются менее адаптированы и более беспомощны, чем дети. Диалог об образе будущего семьи важен, и важен в любом возрасте. Но это реально новая ситуация - таких разговоров еще не могло быть пару поколений назад, меняются правила, меняется социальный баланс, и появляется запрос на новый разговор.)
Subscribe

  • (no subject)

    И просила женщина, державшая ребенка на руках: «Скажи - нам о Детях». И он сказал:  «Ваши дети — не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по…

  • О недеянии

    Точность действия компенсируется его необязательностью Если принуждаешь себя действовать, то пропадает спонтанность, а с ней и возможность…

  • Не путаем деликатность со слабостью

    Деликатность в обращении с чувствами других - возможна и важна, когда она означает присутствие с другим, признание возможности и уместности чувств…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • (no subject)

    И просила женщина, державшая ребенка на руках: «Скажи - нам о Детях». И он сказал:  «Ваши дети — не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по…

  • О недеянии

    Точность действия компенсируется его необязательностью Если принуждаешь себя действовать, то пропадает спонтанность, а с ней и возможность…

  • Не путаем деликатность со слабостью

    Деликатность в обращении с чувствами других - возможна и важна, когда она означает присутствие с другим, признание возможности и уместности чувств…