Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Древо эволюции образования

В рамках подготовки глобального доклада по форсайту образования нарисовал «древо эволюции» основных образовательных методов и подходов (в качестве одного из опорных материалов очень пригодилась недавняя лекция А.Неклессы Кризис мировидения).

Получилось, что принципиальных прорывов в образовательных подходах было три с половиной, и все они совпадали с началом определенных исторических эпох - это:
  • системы жреческой подготовки, возникшие в аграрных государствах с развитой системой ирригации,
  • философские школы в развитых городах-полисах, возникшие в начале «осевого времени»,
  • исследовательские университеты в начале промышленной эпохи.

Все остальное – это производные от этих трех прорывных инноваций (скажем так, колесо с шиной – это тоже все еще колесо). Еще есть «полу-прорыв», создание массовой системы образования в конце 19 - начале 20 века, когда возникли массовые школы и массовые университеты. Там тоже появилось новое качество – это система администрирования учебных заведений и национальный (а потом и транс-национальный) рынок образования. Но качества образовательного процесса здесь не появилось.



Самое интересное - это вопрос о следующем переходе - очевидно, что мы на пороге появления нового качества образования, которое будет соответствовать новому качеству общественной жизни. И ясно, что ответы на то, как может выглядеть это новое образование, нужно искать не "под фонарем".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments