Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Ангелы в телах животных

Хорошая книга В.С.Рамачандрана указывает на то, что многие психофизиологические феномены имеют основание не в "особенностях строения души", а в особенностях строения нервной системы. Несомненно, что все указанные феномены имеют место и получают весьма рабочее объяснение - здесь всегда "практика критерий истины", и если на основе онтологии удается построить эффективную технологию, которая достигает результата (например, лечатся тяжелые заболевания), то онтология рабочая. Но "рабочая онтология" и "предельная онтология" - это две больших разницы.

В нейрофизиологии много лет существует желание "сократить разрыв" и объявить, что уже понятые механизмы работы нервной системы и дают исчерпывающее описание механизмов работы психики. Сначала все объяснялось через декартовскую "механику нервов", потом через инстинкты, потом через рефлекторную дугу, потом через функциональную специализацию участков мозга, теперь через эволюционную обсусловленность, через зеркальные нейроны эт сетера. В каждом из этих случаев применяется то, что Бейтсон называл "объясняющим принципом" - все говорят "гравитация", и сразу "как бы" становится ясно, почему материальные тела притягиваются друг к другу. На самом деле, конечно, не ясно, но, вместо того, чтобы указывать на границы знания, незнание быстро замазывают.

Так и с темой об эволюции сознания. Каждый раз хочется доказать, что человек - это безволосый примат, психофизиология которого исчерпывающе описывает его психические процессы, а психофизиологические особенности полностью есть продукт эволюции (сперва биологической, а потом социальной). И ни в коем случае не "ангел в теле человека". Но то, что человек является безволосым современным приматом, развившимся в результате естественного отбора, нисколько не противоречит тому, что человек является ангелом, помещенным в тело животного.

Если говорить поэтическим намеком, то: Эволюция может являться инструментом Бога, и в процессе одновременной эволюции материи и сознания "ангелы" и "грубая материя" могут двигаться навстречу друг другу. Механизмы человеческой нервной системы неслучайны не только в смысле эволюционной обусловленности, но и в смысле возможности осознания (впервые), что в "теле животного" присутствует "нечто", что этому телу животного не принадлежит, но при этом составляет саму суть "того, что присутствует". Что за масками все же есть тот, кто играет - хотя любая теория позволяет только указать на очередную маску.

Именно в этом смысле не только биологическая, но и социальная / технологическая эволюция позволяет определенным феноменам "духовного мира" все больше проявлять себя в мире материального. И к слову - мы стоим на пороге очень интересного исторического момента (возможно, самого драматического в истории - даже не человечества, а самой жизни), когда у индивидуальных сознаний появляется технологическая возможность осознавать себя частями целого и действовать как целое, когда сознание пробуждается и оживает в инертной материи кремниевых кристаллов, когда грубая материальная среда становится "разумной" и начинает взаимодействовать и "понимать", а сознание все больше "проваливается" в материю. А первый шаг к этому, конечно же - максимально глубокий разбор нейрофизиологических механизмов, допускающий интеграцию живого и механического к взаимной пользе.

А нейрофизиологи в этом помогут.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments