Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Categories:

Пять экзистенциальных вызовов и образование для них

Готовясь к EduCamp 2010, мы занимаемся дизайном основных "опорных элементов" форсайта образования.

sartac предложил рассмотреть модель "образование для ...", предположив, что на каждом этапе образования существует "основной заказчик", ради которого тот или иной этап осуществляется. Например, в вузовский и поствузовский период основным заказчиком является бизнес (более широко - социально-экономическая система), поскольку люди учатся для осуществления той или иной профессиональной деятельности. В определенном смысле эта его модель развивает предложенную мной на секции "Образование Завтра" RuCamp-а схему нескольких основных рынков образования. Но есть и существенное отличие - что заставляет меня выложить достроенный мной вариант модели "образование в цикле жизни".

В моем предположении, на протяжении своей жизни каждый (или почти каждый) человек сталкивается с несколькими фундаментальными вызовами, через которые ему нужно пройти, чтобы перейти в следующий этап. Я считаю, что таких фундаментальных вызовов всего пять.



Первый вызов - формирование основного содержания психики, в т.ч. развитие когнитивных функций, социализация и окультурирование. Понятно, что сам человек здесь еще достаточно беспомощен (в каком-то смысле, и полноценного человека пока еще нет), поэтому основной агент этого этапа - семья. Семья может решать задачу сама, а может нанять педагогов (няни, гувернеры и пр.) либо отдать ребенка в специализированное учреждение (ясли, детский сад, начальная школа). Условный временной диапазон, когда этот вызов наиболее актуален - с 0 до 12 лет (или даже с -3 лет, если учесть необходимую подготовку к родительству). Внутри, понятно, есть подэтапы, когда решается целый спектр специфичных задач (тут мы уходим в психологию развития, в недостаточное понимание глубинной структуры раннего развития и пр.) - но все они обозначаются как "слепить человека".

Второй вызов - определение своей специализации в обществе, т.е. выбор профессии или области занятий, освоение соответствующих навыков и способов мышления. Здесь есть несколько ключевых агентов: что-то определяет сам человек, что-то его семья, что-то работодатели, что-то государство и общество. Каждый из них оказывает свое воздействие - например, родители помогают выбрать престижную / высокооплачиваемую профессию, а работодатели - задать требования к выпускнику (работа в команде, умение общаться в бизнес-ситуациях и пр.). Период, когда этот вызов наиболее актуален, условно, с 13 до 25 лет. В настоящее время эту задачу решают старшая школа и вуз.

Третий вызов - связан с периодом "самодостройки" человека после получения опыта разных социально-экономических ситуаций - например, приходит понимание, в чем следует специализироваться, либо на что сменить свою профессиональную деятельность. Сейчас, как правило, эту задачу решают курсы повышения квалификации, корпоративные университеты, тренинги, бизнес-школы и проч. - различные области профессионального (и не только) образования для взрослых. Наиболее актуален этот вызов с 26 лет (начало активной самостоятельной жизни) до 45-50 лет (выход на "плато профессионализма" и отправка детей "во взрослую жизнь").

Четвертый вызов возник в нашем обществе сравнительно недавно, в связи с сильным увеличением средней продолжительности жизни. Связан он с тем, что, к 50 годам выполнив свою основную социально-экономическую задачу (профессиональная самореализация и воспитание здорового трудоспособного потомства), люди оказываются способны к активной деятельности еще на протяжении 15, 20, 30 лет. Это задает возможность смены жизненного фокуса - переход к "служению обществу", напр. включение в волонтерскую работу, в образовательную деятельность и проч. Без смены такого фокуса часто происходит деградация (как в России - люди выходят на пенсию и за два года спиваются). Сейчас решения для этого вызова фрагментарны и (в секулярном виде) существуют в основном в развитых странах (США, ЕС, Япония). Условное время актуальности - с 45 до 65 лет.

Пятый вызов - неизбежный: он связан с физическим угасанием и смертью. Научиться угасать и умирать - так же сложно, как и суметь стать человеком; это больше личный путь, но многому здесь можно и научить. Довольно значимую роль здесь играют религиозные организации. Условное время, когда этот вызов наиболее важен - от 65 лет и старше; но определенные темы этого образования могут быть сквозными, поскольку смерть всегда может прийти неожиданно (и практически все "духовные практики" в качестве одной из основных тем берут тему отношений со смертью, преодоления страха смерти и пр.).

Соответственно, если продолжить логику sartac-а, для каждого этапа есть "основной заказчик" (один или несколько) и есть "второстепенные". Если условно выделить такие категории как "семья", "сам человек", "бизнес", "общество и государство" - то для каждой из этих категорий можно составить "профиль вовлеченности". Например, человек гораздо активнее вовлекается в свое образование на средних-поздних этапах, а семья, напротив, из его "заказчиков" уходит; работодатель ставит запросы в период профессиональной специализации и профессиональной активности, а государство и общество может вовлекаться на поздних этапах социализации (воспитание законопослушных граждан) и в период "перепрофилирования" для более активной "службы обществу".

Как-то так.



И, естественно, мы планируем обсуждать эти и другие вопросы на предстоящем EduCamp 2010.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments