Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Воспитание "одаренных"?

Нужна система поддержки одаренных детей: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/23/232305

Тут у меня возникает несколько комментариев:

1. На деле в стране существует целый ряд "параллельных" систем работы со школьниками - вовлечение в науку, в инженерное дело и т.д. Советский Союз был по-настоящему передовым государством в плане педагогических инноваций - и многое из наследия СССР остается и развивается до сих пор. Например: в Европе (которую приводят в пример) система вовлечения школьников в науку начала создаваться, по сути, в последние десять лет (программы типа Science on stage). Пять лет назад запустили пилотный проект системы работы взрослых ученых со школьниками в 12 городах Европы. В России / СССР система Малых академий наук (МАН) и научных обществ учащихся существовала с 1960х, т.е. уже 50 лет! Современная система МАН (по крупицам восстановленная собственными силами энтузиастов после распада Союза) вовлекает несколько десятков тысяч человек, работает в 80 регионах, каждый месяц идут региональные конференции и лагеря по несколько сот человек. При этом люди не пиарятся и тихо делают свою работу - я, например, знаю об этом явлении только потому, что знаком и работаю с руководством МАН.

Более того, многие вещи, которые обкатаны в России / СССР еще в первой половине 20 века (Макаренко самый известный, хотя были и более выдающиеся) - до сих пор представляют собой передний край педагогики. Есть много более поздних разработок - что-то в виде школ (тот же Громыко), что-то как допобразование (напр. сеть обучения детей ТРИЗ). То есть: педагогические инновации в России есть, их довольно много, и их потенциал существенно недооценен. По моему личному мнению - это "золотое дно", которое может иметь существенную капитализацию.

(Да, это, разумеется, не значит, что не надо учиться у европейцев и американцев. Надо. Но не в формате "большие белые господа сейчас расскажут, как нужно жить". Этот формат одно время работал, где-то (в экономике и управлении частными компаниями) он даже одно время был необходим, но недооценка разрыва компетенций имеет большую проблему, при чем в обе стороны).

2. Во многом порочна сама постановка вопроса в терминах "одаренный" - "неодаренный". Во-первых, это деление ложное, потому что предполагает отделять "агнцев" от "козлищ" из предположения о наличии некоторых изначальных свойств. Тогда как (а) значительная часть свойств на деле приобретенная (т.е. дети учатся учиться, учатся творить и общаться), (б) раскрытие значительной части "дарований" (потенциала, заданного, напр. особенностями восприятия) идет постепенно и при наличии благоприятных условий.

Кроме того - и это важно - самые талантливые педагоги неоднократно показывали, что потенциал можно найти и воспитать в "неодаренных" (даже отсталых) детях. Классическая история - школа Монтессори: когда Марии Монтессори дали в управление интернат для "умственных инвалидов", а через три года дети из этого интерната победили на общегородских олимпиадах в Риме детей из обычных школ. Другая история - настоящий подвиг - это школы для слепоглухих и слепоглухонемых детей, в которых усилиями педагогов удавалось воспитать абсолютно нормальных людей - и часто даже людей с выдающимися талантами.

Так что, на мой взгляд, вопрос не в том, как делать в педагогике то же самое в три раза лучше - вопрос в том, как делать по-другому. А значит, вопрос надо ставить в других терминах: напр. не в терминах "одаренных детей", а в терминах запроса на: развитие, выраванивание, милосердие или что-либо другое. Кроме того, я писал уже о том, что большой вопрос для меня - зачем вообще нужны системы воспитания одаренных детей, если эти дети не могут потом вписаться во взрослую реальность. Например, тот же МАН ежегодно готовит тысячи воспитанников, готовых идти в науку - а науки, какой она была в СССР, просто нет и не предвидится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments