Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Орфей забывает Эвридику

К теме "забвения мертвых": http://bowin.livejournal.com/838247.html

Сегодня на семинаре mirta_elena имел инсайт (благодаря просмотру исходного видео с участием мастера - в данном случае Хеллингера - что всегда способствует). Обычный подход в работе с родовым прошлым и прошедшими поколениями (умершей прабабушкой, например) состоит во взаимодействии до нахождения некоторой ситуации "нового баланса" - например, мертвые "благославляют" живых на собственную жизнь. В "мертвой" (или "последней") расстановке Хеллингер говорит о том, что пытаться наладить контакт с мертвыми не нужно - нужно создать ситуацию, в которой прошлое можно отпустить, в которой мертвые останутся мертвыми, а живые продолжат жить. Это можно сделать через ситуацию забвения, которая в пространстве расстановок реализуется как "повернуться спиной и уйти".

Попытавшись объяснить, что я видел, пришел к такому образу. Одна из древних и повторящихся историй - путешествие в мир мертвых - видна в мифе об Орфее. Орфей отправляется живым в царство мертвых, чтобы вызволить свою возлюбленную Эвридику. Аид соглашается вернуть ему возлюбленную при условии, что Орфей на пути в мир живых ни разу не обернется назад. Орфей не выдерживает, оборачивается, видит мелькнувшую тень - и все, Эвридика потеряна для него, и он остается в вечной скорби, теперь он не может любить и вскоре гибнет от руки растерзавших его опьяненных женщин.

Не буду говорить о том, как я понимал этот миф раньше - скажу о том, что я увидел в нем сейчас. Орфей поворачивается к миру мертвых спиной и идет в мир живых. Если он придет в мир живых - он обретает способность любить. Его Эвридика - это не воскрешенная женщина, но это энергия женской любви, с которой он может быть так, как он был когда-то с Эвридикой - беззаботным и полностью счастливым. Но Орфей не готов забыть, не готов довериться новой ситуации. Он глядит в прошлое, в мир мертвых - делая выбор в пользу воспоминания (тени, которая никогда не воплотится в новом теле), - и тем самым приговаривает себя к скорби и невозможности новой любви. Раньше взаимодействие с женским было движущей силой его поэтического таланта - теперь его контакт с женским потерян, и женщины становятся причиной его гибели. Сохранение связи с мертвой возлюбленной "тащит" Орфея в царство мертвых.

Способность забывать - это способность двигаться дальше, способность "жить за себя". В других пластах это способность забыть традицию (которую тоже хранят "живые мертвецы") и воспринимать мир через свежесть "здесь и сейчас". Вроде бы, в начале учительского пути Иисус сказал ученикам: "Оставим мертвым хоронить своих мертвых". У Хеллингера, кстати, такой образ: мы все, живые и мертвые, должны перестать заниматься делами друг друга и должны обратить свой взгляд на дальний свет (distant light) созидательной силы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments