Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Забриски Пойнт и прочие разочарования

К этому: http://mangoed.livejournal.com/414561.html

Есть довольно много "культовых" фильмов, которые имеют большой эффект, пока сохраняется контекст. Zabriskie Point - один из них. Уже некоторое время я в рамках "восполнения пробелов" тоже отсматриваю такие фильмы - классика "своего времени", топовые фильмы из национальных и жанровых рейтингов. Например, "Лучшее завтра" Джона Ву, "Безумный Макс", "Близкие контакты третьей степени" и проч. И ощущение, как правило, то же - отстой.

Вывод первый. Поскольку эволюция кино идет во многом за счет развития технологий, все, что строилось на намерении "поразить", интересно теперь только как исторический курьез. Боевики 80-х, к примеру, в момент своего выхода выглядели "круто" - сейчас есть настолько более совершенные техники съемки боев и сражений, что они выглядят скучно и любительски. И через спецэффект, кстати, проступает "настоящесть". Ну например, Сталлоне в первом "Рэмбо" был вполне себе настоящий; Харрисон Форд в "Индиана Джонс" или в "Звездных войнах"; Клинт Иствуд в вестернах 70-х. Равных, конечно же, здесь нет Брюсу Ли. Если коротко - актерский талант и качество режиссуры, не зависящие от времени.

Вывод второй. Режиссеров учат на киноклассике - то, что мы видели один раз, они смотрят раз сто. И поэтому хороший фильм так быстро расходится на цитаты и приемы. "Матрица" с ее зависаниями в воздухе и уворотами от пуль еще через пять лет вообще смотреться перестанет - это теперь делают в каждом втором боевике, и "Матрица" тут же становится историческим курьезом. "Контакты третьей степени", полагаю, совершенно "не смотрятся" в том числе потому, что они стали частью культурного кода - недавний "Район №9", можно сказать, полноценный перевертыш "Контактов", вплоть до образа зависающей гигантской тарелки.

И третье. Тот самый культурный контекст. Самое большое разочарование последнего времени - "Генералы песчанных карьеров", который был "культовым" в СССР начала 70-х (в Европе и США, кстати, к нему отнеслись очень прохладно). Сейчас трудно понять, почему тогда это стало для огромного числа людей откровением. Было время - и прошло, и с ним ушли смыслы. Ушел "Забриски Пойнт", ушел даже Easy Rider, который гораздо лучше "Забриски" показывает обреченность "контркультурного восстания".

У меня такое ощущение, что говорить о фильме, который "поймут потом", вряд ли есть смысл. Как раз наоборот - "потом" происходит стирание и забывание, понимание и признание есть либо сейчас, либо никогда. Конечно, бывают и редкие исключения - "Апокалипсис сейчас" Копполы или "Приключения Мюнхаузена" Гильяма, которые стали коммерческим провалом и творческим успехом. Но и здесь вопрос не в том, что "не понимают", а сугубо в рыночных показателях... Каждому фильму своя эпоха, просто некоторые живут чуть дольше других.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments