Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Свидетельствование

До Лаборатории АД я весьма поверхностно понимал, что такое "свидетель". Есть в практике аутентичного движения такая странная история - что в "процесс" (т.е. движение) надо ходить вместе со свидетелем, с человеком, который будет наблюдать весь процесс со стороны и потом при необходимости давать обратную связь. Это выглядит так - в центре зала люди движутся с закрытыми глазами, подчиняясь внутренним импульсам тела, а по периферии стоят наблюдатели и следят каждый за человеком из своей пары.

То есть, понятна польза свидетеля при выходе из процесса - там происходит обсуждение того, что происходило в движении, движущийся говорит, а свидетель может что-то рассказать о своих наблюдениях со стороны, и происходит "интеграция" собственных (большей частью кинестетических) ощущений с их словесными описаниями (не только называние переживаний, но и образы, и метафоры - повторное перепроживание и одновременно переформатирование опыта).

Но что происходит в процессе? Пока один человек движется с закрытыми глазами - а другой внимательно за ним следит? Как связан процесс движения и процесс свидетельствования? До Лаборатории я полагал, что задача свидетеля - обеспечивать безопасность пространства (вроде того, чтобы тот, который движется, не разбил голову об угол стола и не выпрыгнул в окно). Но здесь нет ничего особенного - свидетель и движущийся потом меняются местами, происходит такой взаимообмен любезностями you scratch my back, I'll scratch yours.

На Лаборатории у меня было два странных наблюдения. Первое. Иногда процесс свидетельствования требует больших внутренних усилий - свидетель начинает сопереживать движущемуся, со-чувствовать его ощущения, в т.ч. чужое страдание. В этом случае свидетель может "попросить поддержки", широко раскинув руки, и тогда все свидетели раскидывают руки, образуя "круг внимания". И всегда - всегда! - когда это происходило, в ту же секунду один из движущихся в центре комнаты останавливался и широко раскидывал руки. Движущийся не мог видеть - его глаза были закрыты - но словно видел - и реагировал. Второе. У меня был опыт, когда я делал "разделенное" свидетельствование - наблюдал за своим движущимся и "делил внимание" еще с одним движущимся. И вдруг обнаружилось, что те двое, за кем я наблюдаю, постоянно взаимодействуют друг с другом - и даже в те короткие периоды, когда они не пересекались, они регулярно в разных частях зала делали схожие синхронные движения. Фоново я следил и за другими участниками - никто больше так не был связан между собой, но эти двое были объединены, и я чувствовал (мне казалось), что их связь проходит через меня, благодаря тому, что я наблюдаю за тем и за другим. Это только два из множества примеров синхронности, постоянно возникавших в общем пространстве - может, даже не самые яркие, но зато для меня прояснявшие что-то о свидетеле. У других участников Лаборатории был опыт, который я не разделил - они попробовали двигаться, зная, что за ними "наблюдают" дистанционно, что совсем в другом месте в этот момент есть группа, которая настроена на них, думает о них, представляет их - и вдруг выяснилось, что это переживание очень энергетически насыщенное, очень мощное.

Я вижу здесь две "архетипичных" истории. Я эти истории увидел очень отчетливо - и понял, что свидетель это много, много больше, чем просто "ситтер", создающий безопасность пространства.

Одна - из детства. История, которую я вижу и в своем собственном ребенке, и в чужих детях. Когда есть ребенок, и есть наблюдающие за ним родители (мама, папа), и внимание родителей словно бы "ведет" ребенка, создает ему безопасное пространство, условия для движения и исследования мира (само внимание и создает пространство ребенку) - а если внимание уплывает, то ребенок может попасть в какую-то ситуацию, причинить себе какой-то вред. Или - из того же детства - очень отчетливое понимание самими детьми этого "фокуса внимания", их стремление находиться в этом фокусе, чтобы глядели, слушали, по необходимости трогали. (Я уже довольно давно даже думал, что сохранение этого "фокуса внимания" для них является условием выживания - выживают и дорастают до взрослого возраста лишь те, кто может к себе обеспечить достаточность внимания - сознательного или бессознательного). (А потом эта история продолжается и во взрослых - двое влюбленных "свидетельствуют" друг другу, и из этого свидетельствования опять рождается жизнь...)

Вторая - история про Бога (или Нечто - какую-то энергию, что-то космическое) - что-то, что проявляет себя там и сям не в действиях, а в наблюдении за ними. То есть, гораздо чаще "нечто" проявляется в действии (кстати, та же Лаборатория принесла мне опыт общения с "нечто"-Шэнь) - но иногда вдруг приходит просто "посмотреть", и в человеке его можно увидеть только в глазах, когда оттуда глядит что-то такое, что и не человек вовсе (не обязательно враждебное, хотя и такое тоже можно увидеть). То есть, это как переживание - "я Перчатка Бога", - но не "Перчатка", а просто - Глаза, Уши и так далее. Я просто отдаю свое тело, свои ощущения, все что вокруг, тому самому Нечто, и Оно смотрит и, если угодно, наслаждается. С этой точки зрения все отдельные свидетели (наблюдатели) оказываются просто проявлениями Свидетеля, просто его разными чувственными органами.

[В этом и есть главный теологический парадокс - люди, собравшись все вместе, из своих непрерывных наблюдений друг за другом сооружают своего Бога - их непрерывное внимание друг к другу - и, естественно, непрерывное действие - и разрыв между первым и вторым - и создает человеческий мир. Но одновременно - они просто проявления Внимания, которое было и до них, Внимания, которое просто есть.]

Так вот, возвращаясь к сути. У всякого дела и действия есть свидетель. Без этой пары само действие как бы отсутствует - как тот звук упавшего в лесу дерева, который никто не слышит. Так кто создает действие и историю о нем?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments