Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Categories:

What goes on: образовательные проекты

Несложно заметить, что этот журнал деперсонализирован - в нем как бы нет выпуклой личности, человека, есть только рафинад мыслей. Надо это, конечно, немного исправлять - вносить в тексты себя и рассказывать о происходящем. Забавно, что когда люди знакомятся сперва с журналом, потом со мной - как правило, первая реакция удивление. Некоторых удивляет, что мне чуть больше тридцати. Других удивляет, что я вполне живой, общительный, веселый и достаточно легкий. И напротив - те, кто знает меня лично, наверное, часто удивляются тому, что я пишу - для них мои тексты слишком мрачны, слишком "зубодробительны" и тяжеловесны. А меня в ЖЖ держит, видимо, как раз этот "разрыв". Ну да не суть.

Последние два дня я провел на педагогической конференции - точнее, на конференции, проводившейся рядом с мероприятием под названием "финал конкурса Юность-Наука-Культура". Этот крупнейший конкурс для школьников, занимающихся научными исследованиями и творчеством, существует уже более 20 лет. Организуют его совершенно потрясающие люди - Малая академия наук "Интеллект будущего", во главе которой стоят Лев и Татьяна Ляшко. Малая академия - это такое негосударственное сетевое объединение творческих педагогов, сеть примерно из 30 тысяч человек (!) в 70 регионах страны. Создана практически без какой-либо поддержки методичной работой на протяжении двадцати лет. Можно представить: педагоги в селах и малых городах с весьма ограниченным кругом общения - и вдруг появляется шанс включиться в такую сеть, общаться, ездить на семинары и конференции - для каждого, кто хоть сколько-то "горит", это самая благая возможность.

Так вот - на этой конференции было опробовано несколько тем, которые очень хочется активно развивать дальше.

Во-первых, идея о "педагогике будущего" - даже творческие педагоги, активно экспериментируя с новыми методами в преподавании, часто не думают о том, насколько то, что они дают, будет востребовано миром будущего, условно говоря, через 15-20 лет. При этом школьное образование - это такая "опорная" тема, которая задает вектор развития конкретных людей (а на системном уровне - страны) на десятилетия вперед. То есть, думая о наполнении и методах образования, мы думаем о долгосрочном будущем.

Осенью на одном из мероприятий при поддержке МАН - Всероссийском педагогическом форуме "Образование: взгляд в будущее" - я делал доклад о том, как нужно изменить школьные программы, чтобы ответить на "вызовы будущего". Надо сказать, что идеи пошли хорошо - словосочетание "Школа-2020" стало появляться тут и там. Теперь возникла идея, что можно было бы предложить педагогам самим взглянуть "из будущего" и сказать самим себе настоящим, что важно, а что нет, что стоило бы изменить, что стоило бы убрать, а что оставить. В итоге я провел весьма любопытный семинар - такое сочетание футурологической конференции с групповым решением проблем. О некоторых выводах могу рассказать попозже.

Во-вторых, в дискуссиях с прогрессивной московской кинообщественностью (в первую очередь irina_smolko) некоторое время назад возникла тема введения нового предмета - "Кино в школе". Суть в том, что кино смотрят с самого раннего возраста, кино - это универсальное искусство, которое является самым главным и в 20, и в 21 веке, но при этом никто не учит людей смотреть кино, никто не учит их отделять хорошее от плохого. То есть, нужен предмет, где дети будут смотреть хорошее кино - классические шедевры и актуальные фильмы - и дискустировать об их содержании. Примерно как предмет "литература" - но более современный. Это давняя идея Ирины еще со времен ее учебы во ВГИКе - но она вдруг оказалась удивительно востребованной - едва начинаешь обсуждать ее с учителями, каждый в восторге: "Давайте делать!"

В итоге на прошедшей конференции мы организовали два мероприятия.

Первое: Ирина пригласила к участию двух превосходных молодых сценаристов - Дмитрия Соболева (фильмы "Остров", "20 сигарет", "Натурщица", "Сумерки") и Сергея Юдакова (фильм "Домовой"). Был устроен кинопросмотр - фильм "Маленькая мисс Счастье" - крайне спорный с точки зрения персонажей (типа - прустовед-гей и дедушка-наркоман) и содержания (кто смотрел, знает - кто не смотрел, очень советую). Аудитория - в основном подростки 14-16 лет - и несколько учителей. По итогам Дмитрий и Сергей провели разбор "механики" сюжета - а потом устроили обсуждение с ребятами. Это был позитивный опыт - реакции ребят были очень адекватными, а понимание идей - очень глубоким. Показалось, что эксперимент прошел весьма удачно.

Второе: было устроено обсуждение с учителями. В итоге мы получили от учителей очень мощную обратную связь - все заинтересованы, готовы вводить предмет в качестве экспериментального, у некоторых такие эксперименты уже проходят, есть своя фильмотека, то есть, капля повисла и готова сорваться. При чем, если такой предмет будет введен - вполне возможно, Россия окажется "впереди планеты всей", потому что, весьма вероятно, такого предмета массово нет еще нигде.

Ну, и в третьих. У меня уже давно есть идея о том, что надо развивать волонтерские темы. В развитых странах волонтерский сектор очень мощный, люди тратят на волонтерскую работу до трети своего времени, волонтерство становится "третьим сектором" после коммерческого и государственного. У нас волонтерство принципиально неразвито - и часто даже весьма разумные и "продвинутые" люди считают, что и "ни к чему" - мол, "благотворительной работой должны заниматься профессионалы". И при этом - нет нормальной нормативной базы для использования волонтеров, практически нет социальной инфраструктуры, и взрослые люди, готовые помочь миру вокруг становиться лучше, сидят и пьют водку.

Так вот. У меня какое-то время назад родилась идея (вернее сказать - она пришла мне по аналогии с идей одного из победителей конкурса TED *). С одной стороны, есть школы, которые нуждаются в том, чтобы там организовывалось дополнительное образование, чтобы проводилась профориентация. С другой - есть профессионалы, готовые потратить свое свободное время не только на отдых и на семью, а сделать немного больше. Например, пойти поучить детей компьютерной грамотности, древнегреческому, пению или экономике. И нужны средства, чтобы помочь этим двум сторонам встретиться. То есть, нужно сделать портал, который будет помогать людям встретиться. Так сказать, ко взаимному удовольствию. Проект будет называться "Школа рядом с вами".

И тут, надо сказать, в обсуждениях с педагогами меня ждало разочарование. Либо: "У нас это уже есть" (нет у вас этого - только совсем упертые и фактически имеющие "инфраструктуру" добредают до школ и "пробивают" свой кружок). Либо: "Нам это не надо, а то придут педофилы и сектанты" (что мешает педофилам и сектантам оказаться среди действующих педагогов - непонятно). И т.п. Но, скорее всего, я просто разговаривал не с теми людьми - это учителя, которые в определенном смысле блюдут "цеховые интересы" (при всей их продвинутости и "творческости"), а надо разговаривать с теми, кто "планирует ресурсы", то есть, с директорами школ. И, что важно, разговаривать, аппелируя к нормативной базе, по которой можно будет задействовать в школах волонтеров. (Кстати, предложение об использовании волонтеров есть даже в послании Президента)

Очень похоже, кстати, на мою личную историю. Некоторое время назад мы решили с женой начать помогать детскому дому, находящемуся в поселке, где мы живем. Помогать именно так - не деньгами или вещами, а своим собственным участием. Я встретился с директором детского дома, поговорил. Он мне обозначил две проблемы. С одной стороны, дети в старших классах "не тянут" школьную программу по математике, а заниматься с ними некому. С другой стороны, воспитанники выходят из детдома практически неподготовленными к жизни, не умеют готовить, не могут даже сходить в магазин или отправить письмо на почте. В итоге мы продумали и предложили две программы - я планировал вести дополнительные занятия по математике и логике, а жена - занятия по домоводству и "социализации". Программа директору понравилась. Но дальше началось странное - директор все время занят, проверки, праздничные концерты, пожарные тревоги, и всегда: "Позвоните через неделю." То есть, как бы тема нужна, но как бы и нет никакого развития. Хотели начать занятия 1 марта, уже апрель, сейчас будет очередной контакт с определением планов. Спросил кого-то из знакомых педагогов - говорят, надо попросить в детдоме ставку, а то люди не могут понять мотивации ("Как это - хотят зачем-то работать бесплатно!") и начинают думать всякое, а тут увидят, что человек мотивирован деньгами, и успокоятся. Попробую эту стратегию при ближайшей встрече. Но все же - очень печально, что волонтеров не понимают и не принимают там, где они реально нужны.

(*) Кстати - может, все дело в "неточном копировании" идеи? Все-таки, основная идея Д. Эггерса - собрать 1000 историю об успешном партнерстве между школами и "окружающим миром" - волонтерами, университетами бизнесом. Быть может, надо начать с этого, чтобы вдохновлять людей - а уже потом начать размещать объявления? Что думаете?
Subscribe

  • (no subject)

    И просила женщина, державшая ребенка на руках: «Скажи - нам о Детях». И он сказал:  «Ваши дети — не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по…

  • О недеянии

    Точность действия компенсируется его необязательностью Если принуждаешь себя действовать, то пропадает спонтанность, а с ней и возможность…

  • Не путаем деликатность со слабостью

    Деликатность в обращении с чувствами других - возможна и важна, когда она означает присутствие с другим, признание возможности и уместности чувств…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    И просила женщина, державшая ребенка на руках: «Скажи - нам о Детях». И он сказал:  «Ваши дети — не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по…

  • О недеянии

    Точность действия компенсируется его необязательностью Если принуждаешь себя действовать, то пропадает спонтанность, а с ней и возможность…

  • Не путаем деликатность со слабостью

    Деликатность в обращении с чувствами других - возможна и важна, когда она означает присутствие с другим, признание возможности и уместности чувств…