Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Category:

Намерения и цели школ Кришнамурти

Намерение школ Кришнамурти

Становится более и более важно, чтобы в разрушающем и деградирующем мире существовало место, оазис, в котором можно было бы учиться жить целостно, осознанно и разумно. Образование в современном мире озабочено не развитием разума, а развитием интеллекта, памяти и навыков. Этот процесс представляет собой в основном простую передачу информации от учителя к ученику, от лидера к последователю, довольно поверхностным и механическим образом. В этом процессе очень мало человеческих отношений.

Конечно, наша школа - это место, где учатся всеобщности и целостности жизни. Академическая успеваемость важна, но школа включает очень многое, помимо нее. Это место, где и учитель, и ученик исследуют не только внешний мир, мир знаний, но и свое собственное мышление, свое собственное поведение. Через это исследование они начинают открывать свою собственную обусловленность и то, как она искажает их мышление. Эта обусловленность - эго, "я", которому придается такая чрезвычайная и навязчивая важность. Свобода от обусловленности и ее ничтожества начинается с этого осознания. Только с такой свободы и может начаться настоящее обучение. В этой школе ответственность учителя заключается в том, чтобы поддерживать в ученике стремление тщательно исследовать собственную обусловленность и тем самым прекратить ее.

Наша школа - это место, где можно узнать о важности знания и его ограничениях. Это место, где можно научиться наблюдать мир с одной единственной точки зрения или через призму единственной теории. Можно учиться смотреть на всю совокупность человеческих дел, на поиск человеком красоты, на поиск истины и на способ жить без конфликтов. Конфликт - это самая сущность насилия. До сих пор образование не слишком заботил этот вопрос, но в этой школе наше намерение состоит в том, чтобы понять текущие проблемы и действия людей без каких-либо предварительных идеалов, теорий или верований, которые превносят противоречивое отношение к бытие.

Один из важнейших вопросов в нашей школе - это вопрос свободы и порядка. Свобода - это не выражение чьих-либо желаний, выборов и эгоистических интересов. Такое выражение неизбежно ведет к беспорядку. Свобода выбора - это не свобода, хотя так и может показаться; точно так же, порядок - это не конформизм и не подражание. Порядок возникает только с осознанием, что выбор сам по себе является отрицанием свободы. В нашей школе можно научиться важности отношений, которые построены не на привязанности и не на владении. Здесь можно научиться движению мысли, любви и смерти - тому, что и составляет нашу жизнь.

С самой древности человек искал нечто, помимо материального мира, нечто неизмеримое, нечто священное - намерение нашей школы в том, чтобы рассмотреть эту возможность.

Все это движение, направленное на исследование знания, на исследование себя, на исследование возможностей за пределами знания, естественным образом ведет к психологической революции, и через нее неизбежно возникает абсолютно другой порядок в человеческих отношениях, то есть, в обществе. Разумное понимание этого вопроса может создать фундаментальное изменение в сознании человечества.

Оджаи, 1984 г.


Цель школ Кришнамурти

Вопрос: Вы часто говорили, что никто не может показать другому путь к истине. В то же время вы утверждаете, что ваши школы помогают ученикам понимать самих себя. Не является ли это противоречием? Не создает ли это атмосферу избранности?

Кришнамурти: Я(*) утверждал, что нет пути к истине, что никто не может привести других к ней. Я повторял это на протяжении последних шестидесяти лет. С помощью других я основал школы в Индии, здесь и в Америке. Спрашивающий интересуется: не противоречите ли вы себе, когда учителя и ученики в этих школах пытаются понять собственную обусловленность, обучить себя не только академически, но научиться понимать собственную обусловленность, всю свою природу, всю свою душу? В этом не видно особого противоречия.

Со времен древней Греции и древней Индии школы были местом, где можно учиться. Учатся там, где есть досуг. Пожалуйста, последуйте со мной немного в этой мысли. Вы не можете учиться, если у вас нет досуга - то есть, времени для себя, времени на то, чтобы слушать других, времени, чтобы спрашивать. Такое место дает школа. Современные школы по всему миру просто развивают одну часть мозга, занятую поглощением знаний, технологий, науки, биологии, теологии и пр. Они заняты развитием только определенной части мозга, поглощающей знания, внешнего знания. Такое знание может быть использовано с умением, для зарабатывания на жизнь, или без умения, в зависимости от человека. Такие школы существовали на протяжении тысяч лет.

В наших школах мы пытаемся делать нечто совершенно отличное. Мы пытаемся не только обучать знаниям на начальных и продвинутых уровнях, но и развивать понимание, способность исследовать психологическую структуру человеческих существ. Ученики приходят к нам уже обусловленными, поэтому это не такая простая задача. Нужно не только снять эту обусловленность, но и задавать более глубокие вопросы. Это то, что пытаются делать школы, с которыми мы связаны. Возможно, они не достигают в этом успеха - а может, и достигают. Но, хотя это сложная задача, нужно пытаться ее решить, не нужно идти по простому пути. Это сложный предмет, но он не создает избранности. И что плохого в избранности? Вы хотите, чтобы всех и каждого подводили под общее основание? Это одна из проблем так называемой демократии.

Так что, насколько мне видно, здесь нет противоречия. Противоречия возникают только в том случае, если вы утверждаете что-то в один момент времени, и противоречите этому в другой момент времени. Но здесь мы говорим о том, что никто не может привести вас к истине, к просветлению, к правильному способу медитировать, к правильному поведению, никто, потому что каждый из нас ответственен за себя, и совершенно не зависит от других. В этих школах мы пытаемся развивать сознание, целостный ум, приобретающий знание ради действия в мире, а не для отрицания психологической природы человека, потому что это гораздо важнее, чем академическая карьера. Чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь в современном мире, в современной цивилизации, в любой цивилизации, нужен определенный вид образования, и большинство школ на Западе и на Востоке игнорируют другую сторону, которая гораздо глубже и больше. Но здесь мы пытаемся уделать внимание обоим сторонам, и это то, что не делают в других школах. Возможно, мы достигаем успеха, я надеюсь, что это так, но, быть может, и нет. Здесь нет противоречия.

Броквуд Парк, Англия, 1981 г.


http://www.kinfonet.org/Community/schools/Default.htm

(*) В оригинале Кришнамурти говорит о себе в третьем лице: "the speaker".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments