Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Меня оскорбляет такое отношение моего народа к самому себе

В продолжение темы:
http://bowin.livejournal.com/781850.html
http://bowin.livejournal.com/783124.html

Поверх всей этой истории - про Россию и остальной мир - с точки зрения того, что здесь происходит, в глазах самих русских. Есть ведь еще одна такая - очень важная - история о том, что Россия уникальная страна, а русские уникальный народ. Что есть такая уникальная русская экономика, русская культура и русское все остальное. И поэтому никакая глобализация к нам не относится, судьбы других народов нам не урок, "мы другие".

Нет, я не говорю, что русские не уникальны. Разумеется - так же уникальны, как любая другая страна и любая другая длительно существующая культура. И, как любая другая большая культура, имеет право на некоторую надменность. И тайцы, например, считают себя выше иностранцев (иностранцы имеют, грубо говоря, тот же социальный статус, что и дети). И японцы считают японскую нацию превыше всего - уважают (на одну планку ставят) только американцев, потому что от них единственных терпели военные поражения. Американцы - так вообще не очень в курсе того, что весь остальной мир не всегда думает о них (и что он есть, этот остальной мир) - и это относится даже к продвинутым интеллектуалам. И т.п.

Но тут следующее - отстраненность от мира, равная закрытости. Следствием надменности является, во-первых, отказ учиться. "Понимаете, у нас Россия, тут другое". Зачем, спрашивает меня некий топ-менеджер, я буду изучать опыт компании ИБМ - у них в Америке все иначе. Производственная система Тойота, говорит мне другой топ-менеджер, может работать в Японии, в Китае, в Корее, в Венгрии, в США - но только не у нас.Это у нас "российская экономика". Почему, спрашивает меня некий российский ученый из РАН, Вы не цитируете в своих работах российских авторов, а все больше западных (которых он, российский ученый, в силу своего незнания английского не удосужился прочитать). А это у нас "российская наука". И т.п.

При этом - полное презрение к способности местных творцов породить что-либо стоящее. Локальное интеллектуальное творчество - надо признать - в основном действительно весьма местечковое. Но - бывают прорывы; и всякий прорыв тем паче обречен, потому что в силу превосходства западных аналогов просто не верят "голытьбе", которая что-то действительно создала. Пробьется, как Дэвид Янг, к венчурным капиталистам, убедит, как Альтшуллер, непреодолимым превосходством системы - начнут слушать; но не раньше.

И эта мантра: "У нас в России все по-другому". Но хоть бы один пример того, как оно по-другому! Хотя бы одна "русская" специфическая инновация, уникальная управленческая находка, какая-то уникальная институциональная ситуация! Только и разговоры про "особую роль государства" и то, что "у нас это работать не будет".

И напротив - те, кто глядит на возможность имитации (часто - воровства) иностранных решений - неожиданно оказываются в выигрыше. Делают полный клон сайта Facebook - набегает 15 миллионов пользователей. Делают полный клон Spud U Like - все едят крошку-картошку. И, кстати, эта возможность имитации - там-то, за границей, всегда что-то придумают - очень органично дополняет презрение к собственным изобретателям: "Зачем нам заниматься инновациями, если можно просто скопировать чужие идеи". Даже здесь - философия воровства, довлеющая над всем!

Меня оскорбляет такое отношение моего народа к самому себе. И говорит во мне не "западник" и не "восточник" - но говорит человек мира. Мир большой, гораздо больше отдельно взятой страны, и у граждан этой страны, у нации этой страны нет права быть закрытыми и невежественными.

Больше я эту тему обсуждать не хочу. Мне кажется, я так уже написал слишком много - с учетом того, что я обещал сам себе не высказываться в ЖЖ на околополитические темы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments