Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Священные намерения

Очень интересная статья о возобновлении психотерапевтических экспериментов с псилоцибином:
Sacred Intentions: Inside The Johns Hopkins Psilocybin Studies
http://www.citypaper.com/news/story.asp?id=16826 (via elvistudio)

Подобных экспериментов не проводилось с 1960-х (один из самых знаменитых - воспроизведение экстатических религиозных переживаний), а в 1968 г. псилоцибин попал под законодательный запрет, и эксперименты с ним были фактически прекращены. Каким-то образом исследователям Университета Джона Хопкинса удалось в 2000 г. убедить и законодателей, и комиссию по этике, чтобы начать работу с добровольцами, и в течение пяти лет проводить регулярные психоделические сессии трансформирующего характера.

В сессиях участвовало 55 добровольцев, не имевших предшествующего психоделического опыта и (для дополнительного контроля) не знавших, какое вещество из списка 13 психоактивных препаратов они употребляют. Важно заметить, что в ходе сессии добровольца сопровождал экспериментатор-ситтер с большим психоделическим опытом. (В статье можно найти много любопытных трип-рипортов)

Основной вывод исследователей: психоделики дают возможность глубинных, трансформационных и устойчиво сохраняющихся позитивных изменений у правильным образом подготовленных индивидов.

Я полностью согласен с этим выводом. Но сделаю акцент на понятии "правильная подготовка". Эта подготовка касается, на мой взгляд, нескольких аспектов. Во-первых, классические set и setting. Set как настройка (под)сознания на трансформационные задачи; setting как правильная обстановка (виды/звуки/...), в которой происходит трип. Во-вторых, предварительная подготовка самих "трансформирующихся". Опыт духовных практик, связанных с самоисследованием и самоизменением, идет на пользу. Открытость изменениям - в т.ч. новым неожиданным сторонам самого себя. И еще - не немедленное изменение, а постепенное развертывание трансформирующего опыта в последовательности сессий.

Далее - интересен еще один из результатов исследования. Даже в контролируемых благоприятных условиях эксперимента (комфортная успокаивающая обстановка, ситтеры с навыками выведения из бэдтрипов, предварительная селекция волонтеров и т.п.) около трети добровольцев пережили опыт сильного или предельного ужаса, а четверо имели опыт настоящего бэдтрипа. Дополнительный вывод: "Известные нежелательные эффекты псилоцибина не могут быть полностью ожидаемы. В подверженных психозу индивидах псилоцибин может вызывать психотические эффекты, такие как паранойя или крайнее возбуждение".

Здесь можно заметить, что психотические эффекты, вероятно, часто являются частью процесса трансформации. Как правило, сильный страх или сильное возбуждение свидетельствуют о существовании внутреннего напряжения, которое нуждается в интеграции с "целым". Как правило за каждым таким напряжением стоит какой-то прошлый опыт И какой-то глубинный архетипический опыт - но само это напряжение имеет позитивное намерение. Процесс слияния в этом конкретном случае может происходить очень болезненно - как конфликт, как война, как интенсивная борьба. Но результаты интеграции - чувство возросшей гармонии, чувство исцеления (в изначальном смысле - "становление целым"), чувство благости...

Разумеется, "правильным образом подготовленные индивиды" способны проводить подобные последовательные самоизменения и без применения каких-либо веществ. Более того, для "правильным образом подготовленных индивидов" в какой-то момент использование этих самых веществ может создать существенное препятствие для дальнейшего духовного развития - скажем, когда единственной духовной практикой оказывается (вместо, например, поста, асан и медитации) употребление все тех же веществ.

Тем не менее - для индивидов, не готовых вовлекаться в регулярные психопрактики, психоделическая терапия может быть одним из самых быстрых и эффективных способов позитивной трансформации. Люди находят в себе любовь к жизни - и примиряются с собственной смертностью. Люди находят в себе безграничный источник любви к своим близким - и понимают собственную прошлую нравственную слепоту, собственную прошлую эгоистичность и жестокость, по-настоящему открывают свое сердце. Люди находят потерянную красоту окружающего мира, его краски и звуки. Люди находят Бога. Люди находятся смысл существования.

Большая честь - быть рядом с кем-то, кто испытывает трансцендентный опыт. Такое чувство, что находишься рядом с пробуждающимся Буддой. Передо вами не подопытный субъект - перед вами кто-то, кто безгранично мудрее вас. Этот опыт дает нам не вещество. Этот опыт - в нас самих.

Upd. Интересная дискуссия у ivanov_petrov по результатам перепубликации: http://ivanov-petrov.livejournal.com/1028332.html?thread=48936172#t48936172
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments