Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Современная экономика как экономика состояний сознания

С началом глобализации (и именно это, а не смс-сообщения и порносайты, сделало глобализацию вехой в истории) человечество перенесло центр приложения своих сил с изменения мира на изменение самого себя - в первую очередь, своего собственного сознания. Предметом труда, подлежащим изменению, все меньше становится окружающий мир и все больше - человеческое сознание. Соответственно, и производство во все большей степени - изготовление уже не материальных предметов или, как переходного этапа, услуг, но создание и поддержание определенных, в той или иной степени заранее заданных состояний человеческого сознания.

М. Делягин, Искушение варварством: http://www.russ.ru/politics/lyudi/iskushenie_varvarstvom

На деле, Делягин ухватывает здесь самую суть, самое мясо. Мир все больше сворачивается в экономику внимания, а внимание и есть - то, чем занято сознание (и бессознательное) в тот или иной момент времени. Но об "экономике внимания" каждый неленивый говорит уже лет двадцать, а об экономике состояний сознания - как о термине, термине в чем-то более точном - говорится только сейчас.

Состояния сознания конструируются через медиа. Поэтому медийная сфера - это единственное, что имеет значение в настоящем. Реальность всех других срезов (политика, большой бизнес, культура и искусство, наука, пр. пр.) менее реальна, чем медийная реальность - и только проговоренность этих срезов в медиа дает им телесность. (Впрочем, это не означает, что медийщики - истинные творцы "реальности". Они такие же ее жалкие игрушки).

Потребление продуктов и услуг - это вторичность по отношению к состоянию сознания. Желания конструируются (а потом, совершенно верно, поддерживаются) в непрерывном коммуникативном обучении юзеров тому, что именно они должны хотеть. Хотение - это тоже просто состояние сознания, которое можно поддерживать. В этом мире борьба идет только за точки притяжения внимания, только за секунды, на которые взгляд задержался на вашем лице, на цитате из вашей речи, на гладких линиях вашего нового авто.

Парадокс - и сладость - момента в том, что раньше такое - форматировать ваше сознание, регулировать и дерегулировать ваше сознание - позволяли себе только религии. Когда достижение и удержание состояний стало из сакрального акта производственным процессом, что-то должно было поменяться. И поменялось. И скоро мы узнаем, что именно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments