Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Уклад и отношение к миру

Думал об отношении к жизни, связанном с разными экономическими укладами. Интересно, что городская цивилизация впервые дает человеку возможность не работать, но есть. Тем самым, разрывается привычное причинно-следственное соотношение трудовой вклад -> результат.

Самый длительный период существования человека - это период охотников и собирателей. Собиратель (да и охотник тоже, при условии тогдашней избыточности добычи в лесах) - это прямая иллюстрация пословицы: как потопаешь, так и полопаешь. Еда пространственно распределена по лесу, как в игре Пакман - сколько прошел, сколько еды нашел, так ты и твоя семья будут питаться.

Потом наступает более короткий, но тоже основательный - тысячелетиями измеряемый - период оседлой жизни на земле. Там немного хуже - не нужно ходить и искать еду, но количество еды зависит не только от обязательных трудовых усилий (которых вкладывается немало), но и от непредсказуемой "воли богов" в виде нежданных засух или ливней. Хотя главный посыл - надо работать, чтобы есть, - остается.

Городская цивилизация порождает капитал - сначала физический, а потом и финансовый. Капитал - это возможность становиться рантье, возможность, чтобы твое обеспечение было создано твоим дедушкой, вложено в надежный фонд твоими родителями, а сам ты просто наслаждаешься плодами своего наследственного владения.

Конечно же, такая ситуация порождала конфликт. Пролетарии - это бывшие крестьяне, пришедшие в город работать; это люди с крестьянской психологией, говорящей о пропорциональности усилий и результата. Для них наследственное богатство рантье - это плевок в самую сердцевину их мироустройства. Как так - никаких усилий, а доход получает.

Но пролетарии - пусть с ними, - были давно. В России в городах живет уже 70% населения, и большая часть этих жителей - точно не первое поколение (в отличие от каких-нибудь Индии или Китая). И мир для этих людей должен все больше становиться другим - таким, в котором нормально ничего не делать, но все иметь. На деле - такая философия, когда она станет общепринятой, будет фундаментальной сменой отношения к миру - это же философия не только работы и инвестирования, это философия всего-всего. Даровых ресурсов, даровой любви, дарового знания. Может быть, такой мир станет куда более разобщенным - а может, он просто станет проще, и избыток перестанет порождать жадность, стремление куркулем накопить про запас для себя одного.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments