Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Веб 2.0 как экономика участия

Веб 2.0. Термин хороший. Только непонятный. Проблема с его непонятностью заключается в том, что принципы, характеризующие "вебдванольный" проект в Интернете вроде как сформулированы, но не отражают сути процесса, который этот самый вебдваноль и породил. А процесс этот очень прост: мы переходим от гипертекста к гипермедиа.

Это автоматически позволяет говорить о том, что сайты и доменные имена как таковые постепенно утрачивают значение, потому что с помощью любого сборщика-синдикатора можно собрать себе что угодно. "Что угодно" == "Что интересно". Дальше возникнет проблема (или не проблема?) с тем, что появление нового сервиса будет возможно только тогда, когда он окажется "удобным". Достичь "удобства" же можно либо через ту же базу предпочтений, либо просто-напросто "угадав".

То есть наступает время социальных психологов и специалистов по эргономике и (но так было всегда и везде) талантливых визионеров, которые умеют продавливать массовое поведение. Без этого экономика внимания дальше развиваться не сможет. По большому счёту, мне кажется, что все фигуранты интернет-рынка только только начинают осознавать что это такое - "экономика внимания".


http://anikitin.livejournal.com/377759.html

Думаю об "экономике внимания". В конечном итоге, внимание проявляется в той мере, в которой та или иная вещь ощущается как "важная" (соответствующая той или иной ценности). То есть, экономика внимания - это экономика "ценностных переживаний". Получается, за ней стоят те же принципы, что в традиционной экономике - иными словами, никакой другой экономики, кроме экономики внимания, для потребителя нет.

Иное дело - что в инете все больше возможностей подключаться к "важному" напрямую, минуя 150 опосредованных социальных шагов. Например, хочешь на голых телок посмотреть, набрал два слова, кликнул три раза - смотришь, и не надо красться ночью к женской бане. Транзакционные издержки ниже.

Тогда ситуация, которая описывается в "тюнингованном под пользователя контенте", на деле - еще большее сокращения разрыва между хотением и удовлетворением. Если в веб 1.0 надо эти два слова про телок все же набирать, то в веб 2.0 голые телки должны поставляться с нужной периодичностью именно тогда, когда ты их хочешь видеть перед собой. С такой же периодичностью тебе должны поставляться анекдоты, политические новости и новости мира авто.

Но в этой всей "подстройке под пользователя" упущено самое важное, что, на мой взгляд, есть в вебдванольности. а именно - порождение контента самими пользователями. Творческий процесс. Модель веб 2.0 - это не кормушка со сбалансированной питательной смесью, которой тебя кормят для твоей же пользы. Напротив, это участие в непрерывном информационном обмене, где порождать информацию не менее важно, чем получать. Иными словами, это скорее поведение маленького ребенка, которому важно встать на стульчик и рассказать стишок, чтобы все взрослые вокруг восхитились.

Значит: ты участвуешь во всех историях, которые тебе предлагают, в качестве их созидателя. Анекдоты - тогда скорее интерактивное шоу, где сам можешь пошутить. Политика - тогда и ты можешь высказать свою политическую мысль. Голые телки - и ты можешь разместить свое home video.

Получается, что термин "экономика внимания" на самом деле не отражает сути явления. Суть веб 2.0 - скорее "экономика участия". И вот она - действительно нетрадиционная штука. Потребитель всегда виделся производителем как пассивный субъект. Максимум, что он мог - это принять или не принять ухаживания производителя путем покупки товара. Так, чтобы потребитель сам все создавал - такого не было. Тем более не было такого, чтобы потребителю вообще и не нужен был производитель, он сам себе один большой производитель фана и есть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments