Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Рефлекс потребления

Коллега anikitin "говорит и показывает":

технологическая истерия вокруг iPhone: http://anikitin.livejournal.com/355414.html
покупая продукты Эппл, вы платите только за бренд: http://anikitin.livejournal.com/355705.html
рассуждения о маркетинговых технологиях Эппл: http://anikitin.livejournal.com/355971.html

А вот и прекрасная иллюстрация в комментариях, пользователь декларирует:
покупая продукцию Apple, я плачу за то, чтобы жить стало УДОБНО.

Маркетинговая кампания продуцирует натуральный условный рефлекс: "Эппл - удобно". Застучал метроном - пошла слюна.
То есть, пользователь уже не задумывается, что такое "удобно", и действительно ли "удобно".
Поскольку есть готовые ответы на готовые вопросы:
Вопрос: "почему выбрал Эппл?" - Ответ: "потому что это удобно"
Вопрос: "почему удобно?" - ответ: "потому что это Эппл".

Забавность ситуации заключается в том, что этот разговор не об одном только Apple. А о любой крупной корпорации, которая создает в голове потребителей (нас с вами) систему рычагов, балансиров и противовесов. Обучает нас простым условным рефлексам: "Весело и вкусно - ___!", "Если жажда - только ___!". А потом идешь по городу, видишь вывеску, и вдруг начинается фантазия: вот бы сейчас заточить гамбургер да картошку фри! Или - холодильник со знакомым логотипом и банками внутри, даже что-то пить захотелось! И масса людей, готовых объяснить, почему одно вкусно и весело, а другим надо утолять жажду.

А еще большая забавность заключается в том, что подлинно успешные маркетинговые технологии не создают простой условный рефлекс - они создают целую систему таких рефлексов, они формируют контекст. В этих компаниях есть история отношений: здесь показать, тут рассказать, там продемонстрировать. Незаметно, тихо и ненавязчиво они обвалакивают со всех сторон, чтобы покупателя манило купить не отдельный товар, а все, что компания сможет предложить. Создают контексты "удобности", "непохожести", "престижности", "надежности" и пр.

(К примеру, если Boss сделал хороший костюм, что говорит нам о том, что у них будет хорошая обувь или хороший парфюм? Что нам вообще сказало о том, что у Boss костюмы лучше, чем у Vasya Pupkin Ltd.? [signal theory я знаю, но не считаю ее достаточной - она может касается продуктов, уже известных на рынке, но никак не новаций!])

Привычки потребления вырабатываются медийными средствами. Медийные средства принципиально лишены морали - они будут использовать все, что не догадались еще запретить. Цель корпораций - манипуляция намерениями и желаниями таким образом, чтобы подстроить их под свое массовое производство. Чтобы потребитель не метался в процессе выбора, чтобы готовый ответ всплывал в голове знакомыми именами: iPod, Tide, Sprite, BigTasty.

А потом каждые следующие поколения, выращенные на мотив павловских песиков, полагают, что социум только так и может быть устроен. Что все устроено по объективным социальным законам. Что Эппл - это действительно удобно, а Макдональдс - это действительно вкусно.

Приятного потребления!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →