Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Социальная объективность тела



К вопросу о возможностях человеческого тела - и "объективизации" социального устройства, привязанного к возможностям/потребностям тела, как мы это себе представляем (некоторые тезисы из разговора с souldrinker).

Для живых систем (и тем более, для социальных систем) нет никаких объективных законов - есть законы локальные, действующие при условии стабильности массы управляющих параметров, которые эти живые / социальные системы тоже оказываются способны менять. Это следствие признания нами универсального характера эволюции (а именно такова современная научная парадигма).

Вообразим себе человека, который (а) ест-пьет раз в несколько недель, (б) не нуждается особо в крове и одежде (практики туммо), (в) не нуждается в медикаментах (практики самоподдерживающегося здоровья) и тп. Соответствующие тренировки позволяют и снизить потребности (в разных видах материальных благ), и куда более четко видеть, какие блага нужны, а какие - нет. Вообразим себе сообщество таких людей. Как выглядела бы их социальная структура? Было бы в ней массовое производство? Супермаркеты и транспортные магистрали? Наркомания? Мегаполисы? Войны? Эксплуатация?

Социально-экономическая система "как она есть" - это продукт непрерывно увеличивающихся хотелок (wants), именно хотелок, а даже не потребностей (needs). Наши потребности (задающие нижнюю границу цикла воспроизводства, минимальный набор требований) могут быть очень небольшими и заведомо конечными - но хотелок у нас очень много, и мы готовы генерировать все новые и новые желания. Это массовое хотение активно и старательно поддерживается - поскольку иначе "жизнь-как-мы-ее-знаем", жизнь в трудах и заботах о хлебе насущном, дающая нам все больше материальных благ и все больше возможностей хотения - прекратится. Это окажется очень даже неприятным фактом - поскольку под эту текущую структуру общества отстроены ценностные системы и поведенческих стратегии огромного числа людей - которым вдруг придется массово переучиваться во взрослом состоянии (как пришлось переучиваться жителям бывшего СССР, когда "коммунистический проект" в один момент времени прекратился).

"Объективные" законы общества - законы разделения труда, материальной организации, общественного воспроизводства - очень сильно привязаны к той структуре общества, которая сложилась здесь и сейчас. (Привязаны, в этом смысле, к нашим убеждениям в том, как должна выглядеть наша собственная правильная жизнь - к нашим хотениям, к нашим намерениям, к нашим нормам, к нашим фантазиям). Во многом они были неприменимы к традиционным человеческим обществам, массово существовавшим еще 2000 или даже 1000 лет назад, и вполне возможно, не будут применимы через 200-500 лет.

Каждое текущее состояние развития цивилизации - каждую текущую цивилизацию даже - так и тянет назвать вершиной эволюции. Каждому текущему состоянию природы есть желание приписать характер объективного положения вещей, единственного "естественного" состояния. Динозавры завоевали всю планету, не так ли? Это ли не объективность?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments