Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Categories:

Смысл религии

Как я уже писал, я вижу причину религий в существовании "разрыва адаптивности": того опыта, который либо нельзя повторить, либо нельзя сделать межличностным (либо и то, и другое одновременно). Самый характерный пример - но не единственный - это терминальное состояние, опыт умирания. В "черную дыру" религий с успехом проваливаются чудеса - уникальные (невоспроизводимые или очень редко встречающиеся) события: с одной стороны, они несовместимы с рабочей "картиной мира", с другой - в силу их редкости или уникальности мы не можем разобраться в их природе, а значит - часто воспринимаем их как манифестацию, проявление "чего-то там", потусторонности или воли божеств. Наконец, особые личностные переживания, так же не совместимые с повседневным опытом, мы тоже склонны отнести к области "религиозного опыта".

Наука разделена с религией именно тем, что она систематизирует воспроизводимый межличностный опыт (более того, в широком смысле науку - не как профессиональное занятие в современном обществе, а как более давний термин - и стоит определить как систему межличностных знаний о воспроизводимом опыте - и тогда в науку будут включаться, вполне обоснованно, ремесло и технология). Наука - это способ перебрасывать мосты, ткать ткань понимания. Для постижения научной картины мира можно двигаться без учителя-гуру; в религиозной картине мира учитель или наставник необходим. Для постижения научной картины мира нужно проверять, опираться на опыт. Для религиозного постижения нужно верить чаще, чем выверять. Есть большая зона пересечения научных и религиозных картин мира, где это не совсем так - но это будет так на концах полюсов (вернее, в безраздельных "доменах" каждого из двух "подходов").
[кстати, буддизм - как учение Будды и его последователей, как практика и теория постижения психической реальности - в этом смысле абсолютно научен и полностью противоположен буддизму-религии; возможно - я хуже это знаю, но почти наверняка - в таком же отношении находится тантра по отношению к индуизму]

И, поскольку, объяснив доступное и часто встречающееся, наука принялась за "чудесное" - сфера чудесного стремительно скукоживается. Начав разбираться с "нормальными" и "будничными" состояниями психики, наука неизбежно выходит к изучению "ненормальных" или "измененных" состояний. Она "откусывает" у религии два ее основания. Но - вероятнее всего - наука будет не в силах "откусить" третье основание - объяснение терминального опыта (unless научный прогресс позволит достигнуть физического и психического бессмертия). Человек каждую секунду живет лицом к лицу с собственной финальностью, но не готов принять тот факт, что когда-нибудь он исчезнет. Состояние смерти наблюдателя не совместимо с наблюдателем. И это третье основание религии позволяет ей сохраниться и распространить свои щупальца на реальность.

Два основных смысла религии так или иначе связаны со смертью.

Первый - учение о смерти, которое включает объяснение посмертного существования и объявляет о продолжении жизни в той или иной форме. Христианство содержит доктрину воскрешения в теле. Христианство, ислам и иудаизм разделяют картину послесмертных "миров" рая и ада. Индуизм и буддизм содержат доктрину о перерождении - обещание существования, пусть в измененных формах. Таким образом, они решают вопрос после-существования.

Второй смысл - учение о жизни (вернее, о "смысле жизни"), морально-этический кодекс и ценностная система. Так или иначе, смерть наступает даже для верующих в посмертную жизнь. Значит, досмертное сущестование должно быть таким, чтобы соответствовать послесмертному, сбалансироваться с ним. Можно копить хорошую карму вращением молитвенных колес, можно служить своему гуру, можно ходить к причастию и на исповедь... Можно не убивать (или убивать только "неверных", или убивать только животных), можно не красть, можно не пить вина (или наоборот - пить вино в процессе обряда). Учение разрешает вопрос о каждодневном бытии и направленности существования. Учение решает вопрос о том, что делать со свободой воли.

Верующие люди счастливы потому, что не должны каждый миг сталкиваться с Ужасом небытия. Не должны заглядывать в бездну. Их жизнь разрешена от фундаментального вопроса - обоснования своих повседневных выборов. Отдав выбор своему учителю или своей религиозной доктрине, эти люди наполняются светом - но свет ли это знания, или свет интоксицированных нежеланием выбирать и знать? Религия - действительно опиум; но не для народа (как говорил Маркс, которому привычно было мыслить "массами" и "классами"), а для каждого отдельного существа, не желающего глядеться в зеркало.
Tags: Сделай Бога Сам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments