Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Модальности ИСС

Измененные состояния сознания - будут предполагать ту же структуру, что и "будничное" сознание. В них есть модальности, а при длительных практиках некоторые из этих модальностей цементируются в субличности. Возникает йогическая, шаманская, медитативная субличности, о которых пишет Уолш (может возникнуть и закрепиться одна из них, при некоторых условиях может возникнуть и несколько, но здесь все та же проблема конкуренции субличностей за психические ресурсы).
Соответственно, измененные состояния сознания могут достаточно легко "якориться" - с ними будут увязываться ситуации, обстановка, жесты и пр. Попадая в церковь, человек испытывает благоговение, вдохновение, подъем духа (и более сложные и "высокие" душевные проявления) во многом потому, что сам разрешил себе испытывать эти ощущения именно здесь. Иконы и изображения божеств служат такими же якорями ИСС в окружающей нас "будничности".
Вполне возможно, не существует однозначного и жесткого разделения "будничных" и "измененных" состояний сознания. Существует целая лестница (или, скорее, лабиринт) таких состояний, а какие-то из них "цементируются" и тем самым становятся аттракторами, в которые сознание сваливается. Далее "пространство" между этими состояниями практически не посещается, и начинает выглядеть как "порог" - хотя, возможно, этот "порог" иллюзорный и легко преодолимый. Ограничение поместить себя в другой режим и укрепиться в нем ровно одно - мы не знаем, как себя в этот режим поместить, и никто, кроме нас самих, не может дать нам этого опыта, как нельзя научить другого человека мыслить, можно только помочь ему научиться.

Вопрос, который следовало бы задать: зачем в принципе нам нужны ИСС? Почему на всем протяжении регистрируемой человеческой культуры вновь и вновь люди испытывают потребность в "высоком", "ином"? Почему при глубинных практиках работы с сознанием (или временно, под воздействием психоактивных веществ) человек ощущает себя более "целостно", более "истинно"?
Ответ, который дает conventional psychiatry: ИСС - это дисфункции высшей нервной деятельности. Но такая точка зрения не объясняет потребность в ИСС (из которой, как показывает Данилин, и вырастает зависимость от психоактивных веществ).

Стоило бы предположить, что ИСС являются "адаптивным механизмом" не в меньшей степени, чем будничное сознание. Поэтому так важны и сновидения, и религиозные переживания, и медитативные практики, и наркотические трипы. Но какова та реальность, к которой они нас адаптируют?
Tags: Сделай Бога Сам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments