Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Мы и "народ"

mirish очень кстати написала про омерзительных ей людей: Глазунова и Петросяна
Кстати, поскольку мне недавно встретился на АПН текст о том, что Петросян, и никто иной, есть истинное зеркало русского народа, отражение его чаяний, забот и веселий.
На что mirish отвечает:
Знаешь, это такой тип народничества. Раньше из чувства вины перед народом "интеллигенты" женились на крестьянках (само по себе неплохо, когда по любви, а не из патриотического порыва) и вводили в моду все "народное"; теперь заквасившийся в собственном интеллекте и культуре представитель интеллигенции пытается стать проще, ближе к сермяжной народной правде, -- а получается, что совсем извращается. "Если народ его любит, значит, из уважения к народу надо его принимать". "Мы погрязли в гордыне и потому глумимся над своим народом и презираем его кумиров". "Мы отделились от них, давайте воссоединимся". при этом подразумевается, что мы -- белые воротнички -- конечно, не народ. А к то ж мы, блин?! автор статьи на самом деле продолжает стоять на своей беловоротничковой позиции и с нее каяться перед народом и Петросяном в гордыне своей.
Ну так вот, я лично -- часть народа. И я считаю неуважением к этому самому народу апелляцию к не самым высоким человеческим чувствам с целью вызвать "здоровый хохот".
В принципе инстина где-то посередине между тем, что оворитт автор статьи и цитируемый им Кабаков: раньше русскому народу (ладно, черт с ним, если автор так хочет думать, что высмеивали весь русский народ) говорили, что хамом быть стыдно, теперь говорят, что можно и должно, что это вовсе не хам, а Иван-дурак,что это статсть как весело. Конечно, люди получают психологическую релаксацию, избавляются от чувства неловкости и вины (потому что во всех нас хама еще выжимать и выжимать по капле): значит, можно, значит, я хороший и все делаю правильно. Конечно, с удовльстием смотрят именно такую передачу, а не ту, где те же черты бичуются: слаб человек и не любит выискивать у себя недостатки. Приятнее представить их эдакими смешными особенностями, которыми даже гордиться можно. С точки зрения психологии именно такой юмор выполняет эффект релаксации, расслабления, избавления от тягостного чувства вины. Задорнов играет на оба поля: к критически настроенной интеллигенции он поворачивается ликом критика и бичевателя; к людям,не любящим расчесывать вои раны, -- как добрый перемешник: "Это ж забавно, это наша забавная, добрая особенность, посмотрите!" И все довольны, каждый считает Задорнова своим, а он балансирет на грани. Райкин и Жванецкий честнее, они играли только в одни ворота.
Ну и новый виток интеллигентской рефлексии -- так это прекрасно, мы устали от бичевания, сколько можно ненаивдеть собстенный народ, это все злые, недобрые люди, давайте любить народ со всеми его недостатками, давате выставлять их в добром свете! И хватит нас грязью поливать, устали мы от этого, давайте по-доброму смеяться и находить красоту в том, что вы называете хамством!
Больше всего меня удивляет, что автор, вроде бы грамотный человек, так упорно смешивает неприятие недостатков человека и неприятие самого человека, неприятие недостатков России -- и непатриотизм. "Русофобия"... Гоголь и Салтыков-Щедрин -- русофобы? Человек в себя пальцем тычет, о себе рассказывает, а ему: "Ты Россию не любишь, сноб-высокомер, зажрался в своей гордыне!" Здесь только руками развести... Это, видимо, обратная реакция, покаяние интеллигента пред народом, чьих вкусов он не разделял; заодно все, кто с иронией относился к плохому -- в том числе к плохому в себе, и прежде всего даже в себе -- объявляются клеветниками России. Всегда страной, народом, как флагом прикрываются в таких случаях.


С чем я вынужден согласиться. Поскольку недавно читал на АПН еще одну похожую статью, там некоего современного писателя объявляют Главным Русским Писателем - мол, все пишут о своем интеллегентском, и только он один (в своем "Бесконечном тупике") о том, что важно "простому человеку". Простым человеком, как выясняется где-то в середине текста, автор объявляет одинокого интеллектуала, но то не суть.
Суть в том, что это искательство России в себе и себя в России - бесконечная русская история с тех пор, как, благодаря открывшимся университетам и отправке молодежи за границу, в середине 19 века в стране появился "образованный класс". 2% населения, наворотившие потом дел в русских революциях и поднявшие на дыбы всю историю 20 века.
Но, если говорить об искательстве, есть такая хитрость, что, хотим мы того или нет, мы (образованщина, белые воротнички эт сетера) страшно далеки от народа. Мы можем либо заходиться в презрении и именовать другие сословия "быдлом", либо пытаться "быть с ним", пытаться понять его потребности и желания. Но мы никогда не будем с ним - как бы нам того не хотелось. Рассказы Тургенева про крестьян - это все равно рассказы барина. И когда я пишу о своей поездке в Коломну - я пишу с позиций человека совсем другой социальной среды, чем встретившийся мне ханыга. И мне никогда не понять, почему он сделает те или иные вещи. Никогда не понять, скажем, как можно убить своего собутыльника, сварить из него супчик и преспокойно хлебать - а в определенном срезе нашего же общества это происходит с определенной регулярностью. Не понять, как можно проломить голову за 200 рублей. Как можно всю жизнь простоять у одного и того же токарного станка. Много чего не понять.
Не стоит ли зафиксировать, что мы - другие? Мы - те, кто владеет компьютерной грамотой, строчит посты в ЖЖ, сидит в офисах и перемещается по урбанистическим пейзажам на иномарках, пьет кофе в кофейнях и ужинает в ресторанах, ездит в Лондон, Барселону и Шанхай, привык к самолетам так, как иные к трамваю, в курсе всех последних политических новостей и новых трендов культуры, ходит в фитнес, следит за здоровым питанием, читает Канта и Хайдеггера, планирует проекты и мероприятия, ваяет философский трактат или математическую теорему, готовит новый поэтический шедевр или скандальную постановку - короче говоря, мы, люди с высшим образованием, работники умственного труда, землю видившие только на даче у бабушки в глубоком детстве, портянку часто не нюхавшие и много чего не делавшие и не делающие, что делает весь остальной народ с 8 утра до 24 ночи. Вот эти самые мы - другие.
Индийские варны есть, как не крути. Есть кшатрии, а есть шудры. У каждого свои цели и задачи в жизни, и не надо, наверное, кшатрию разбираться, зачем шудры делают те или иные вещи, все равно ему не дано это понять. И шудре не надо разбираться, что кшатрий делает, и завидовать кшатрию не надо, у него тоже жизнь не сахар.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments