Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Вопросы для «нового общества»

Впрочем, вопреки моей критике tiphareth, сам я придерживаюсь сходной точки зрения. Прошлым летом в Лиссабоне я делал схожий доклад – о метастратегиях социального развития и сдвиге этой стратегии в ходе глобализации. Я тогда предположил, что у социума есть некоторая стратегия социальной конкуренции, и что современные капиталистические общества приходят к мета-стратегии «культурного проникновения» в качестве основной. Признаки этого сдвига видны в интернет- и телеком-буме, в переходе от демократии к ТВ-демократии, в «голливудизации» и тп. В экономических отношениях происходит сдвиг от «эксплуатации человека машиной» к «эксплуатации пользователей знания владельцами знания». Рождающуюся при этом экономическую «формацию» (не совсем в марксистском смысле, т.к. я не склонен к историческому детерминизму) следует уже считать не капитализмом, а некой новой сущностью. Разумеется, до какого-то момента эта сущность будет жизнеспособна только за счет эксплуатации развивающихся стран через интеллектуальное доминирование над ними.
Но внутри этой сущности возникают противоречия, ведущие к разрушению традиционных и глубинных общественных механизмов:
а. традиционный механизм ценообразования, эффективный внутри материального производства, перестает работать в обществах, где подавляющее число благ «нематериально»
б. традиционный механизм собственности: как ограничить пользование идеями, если идеи воспроизводятся через идеи, а сохраняются через их постоянное воспроизведение (т.е., если наказывают пирата, почему не наказывают школьного учителя)
в. традиционный механизм мотивации – что-то кроме денег:
в1. потребность в творческой работе, а не только в хорошей зарплате
в2. превращение хобби в работу, т.е. стирание грани между временем на работе (отчуждаемым) и вне работы (неотчуждаемым)
в3. экономика «добровольцев» (volunteer economics), в которой дарение является нормой экономического поведения (нечто подобное хотел «запустить» в российское общество как «вирусную программу» один мой знакомый, но быстро потух)
г. традиционные человеческие отношения, тесно переплетенные с отношениями собственности – напр. традиционная институционализированная семья (я уже писал какое-то время назад о «новой семье», которая появляется в развитых капстранах)
Исходя из этого, я предположил, что «информационный капитализм» (или как еще назвать эту сущность) крайне нестабилен, и должен будет переродиться под грузом внутренних противоречий. Но к этому перерождению он должен созреть, т.е. форсирование его перерождения разделит судьбу «преждевременных родов социализма» в СССР.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments