Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Любить деньги

Несмотря на свою научную специализацию, профессию и определенный материальный достаток, я сохранил в себе определенное презрение к деньгам. Некоторая интроспекция говорит о том, что корни надо искать в среде происхождения – советской научно-технической интеллигенции. В этой среде всегда существовало определенная надменность в отношении статуса политического и финансового. Подобно богеме всех времен, эти люди считали, что истинные сокровища не покупаются и не продаются. А потому и демонстрировали столько энтузиазма в различных эскапистских занятиях – от «в горы, в горы» мимо фестивалей КСП к «что-где-когдам». Дуальность «для денег» и «для вечности», где «для вечности» ценно, а «для денег» - так, что-нибудь, чтобы прожить. «Деньги» приобретались трудом в закрытых НИИ, часто трудом бессмысленным, а потому усиливавшим эту дуальность.
И потому я всегда поражался людям, способным из-за денег на предательства и убийства. Для меня деньги – не более чем знак того, что социум готов компенсировать тебе твои усилия в сфере материального производства и производства услуг. Смитовская картинка – сапожник тачает сапоги, а булочник печет булки, каждый приносит пользу, измеряемую в денежном эквиваленте, и деньги как медиум несут информацию об их взаимной пользе. Способ координации социума в отсутствие лучших альтернатив.
Истинная ценность, ради которой можно убить, вроде бы, не там.
Но внутри денег есть мощнейшая энергетика, наполняющая их вера миллионов. Это – новый бог из печатной машины, которого нельзя игнорировать. Поскольку рынок оказался способен вползти в любые формы человеческих отношений, всякое действие может быть оплачено. И отсутствие готовности кого угодно платить хоть сколько угодно за некое действие – следует понимать именно так, что «это никому не нужно».
Поэтому, наверное, надо учиться любить деньги. Надо уметь организовывать комбинацию собственного личного интереса и общественной компенсации за него. Любая дуальность, сами понимаете, ведет к расщеплению личности, к дисгармонии, деградации, болезни и смерти. И высказывание Ландау о науке как способе «удовлетворить собственное любопытство за счет государства» - можно и нужно генерализовать: поиск способа самореализации при наличии компенсации со стороны социума. Никакой, заметьте, эксплуатации, все происходит по взаимному согласию.
Вот и чудненько.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments