Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Уехать-остаться

С детства нас, как жителей страны в идеологическом клинче с вероятным противником, дрессировали мыслить в бинарной оппозиции. Добро, которое побеждает Зло. Свет, который ученье, и Тьма, которая неученье. Красные против Белых. И, понятно дело, Запад против СССР.
Отсюда в голове каждого гражданина возникали идеальные образы, аттракторы, что ли, к которым подгонялся довольно-таки разнообразный и цветной мир. Скажем, если мы рассматриваем шкалу интенсивности света, то где-то посрединке у нас будет точка, которая разделяет Тьму и Свет. Ну, и то же самое касаемо идеологических позиций. Кто не с нами, тот против нас, за нашего вероятностного противника.
СССР, вроде бы, развалился. А бинарные оппозиции в голове остались. До сих пор, к примеру, очень сложно понять, что "Запада" как некоторой единой сущности в природе не существует. Есть множество стран, множество групп интересов, а некоторая "единая позиция" является продуктом сложно достигаемого консенсуса, и всегда - некоторого ограниченного числа агентов (как и везде, далеко не всегда представляющих интересы своих народов).
Понятно, что мыслить бинарно - удобно, и понятно, что привычка так мыслить остается. Поскольку привычки мыслить - самые привязчивые.
Но это все философская лирика. Применимой же ко многим конкретным людям (в основном, образованным людям - поскольку о них речь и для них писано) является бинарная оппозиция "уехать-остаться". Опять же, тяжелое наследие Советского Союза, где существовал железный занавес и связанные с ним прелести ограничения перемещений. Человек, который выезжал на "Запад", во-первых, выезжал навсегда, т.е. разрывал со своей страной, со своими родными, близкими и друзьями здесь; во-вторых, выезженец рассматривался как "предатель", Мальчиш-Плохиш, который из-за шкурных интересов "продал Родину" (понятно, что была еще некоторая небольшая группа морально готовых выехать, но физически пребывающих в стране, которые его бы назвали "счастливчиком").
Железный занавес сняли, народ получил возможность свободно перемещаться по миру. Не так, конечно, свободно, как обладатель паспорта какой-нибудь западноевропейской страны, но все же. Мир, который мы застали уже как жители России, таков: до 70% жителей западноевропейских стран (в зависимости от страны) большую часть года проводят вне своей страны - т.е., находясь на ПМЖ в другой стране. При этом, конечно, происходит этническое и культурное перемешивание, но зачастую сохраняется и этническая целостность - голландец.живущий в Морокко, так и остается голландцем, немец, живущий на Крите, так и остается немцем, и тп. Они просто реализуют свое право и свою возможность работать и жить в глобальном мире.
А вот у нас, у русских, остается: если уехал, значит навсегда. Значит, продал Родину. Значит, согласился ассимилироваться с другими этносами, представителями "потенциального врага". Да и те, кто уезжает, мыслят так же - "едем на Запад". Не выбор страны, где комфортно работать и жить, а именно Запад.
Мир изменился. Русский за границей - такой же русский, такой же носитель нашей культуры, наш брат и товарищ. Более того - он наш посланник на тех далеких рубежах, он транслирует мнение о нас остальному миру; как мы здесь с ним обойдемся, так о нас "там" будут думать.
Мир изменился. Мы можем выбирать Запад, а можем Восток. Поехать в Лондон или в Шанхай. Да, там непросто. Да, мы будем там конкурировать на глобальных рынках труда - против мальчиков и девочек с гарвардским или оксфордским дипломом (здесь речь не о лучшей школе, а о брэнде), со знанием местных языков, с навыками работы по этому глобальному миру. Конкурировать - и побеждать, если сможем, на практике доказывать, что русское лучшее. А то легко у себя в песочнице доказывать, что ты самый сильный.
Выбирать себе место для жизни и работы. И ощущать себя русскими.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments