Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Еще о самоотборе

Интернет – наиболее благостная площадка для изучения явления самоотбора, о котором я уже писал вчера. В первом приближении, можно выявить три масштабных категории интернет-сайтов, прошедших такой самоотбор

  1. специфические интернет-сервисы, расширяющие или дополняющие возможности интернета

  2. сообщества, возникшие на основе нового интернет-сервиса и именно благодаря ему

  3. сообщества, использующие возможности интернета, но существующие и независимо от него


К первой группе стоит отнести поисковики, службы он-лайн почты, ресурсы для обмена музыкой и программами, и т.п. Все они проходили самоотбор по характеристике «удобства пользователя», т.е. по комфортности интерфейса, разнообразию предлагаемых услуг и надежности. Почему самоотбор – вполне понятно: чем больше потребителей ориентируется на данный сервис, тем меньше будут ориентироваться на какие-либо конкурентные с ним. Практически ни один из этих сервисов не стал самостоятельным культурным явлением. Исключение, пожалуй, составляет Napster и подобные ему порталы – они не только поставили вопрос об интеллектуальной собственности на новый уровень дискуссий, но и показали, что интернет дает прекрасные возможности реализовывать неденежные формы обмена.
Третья группа – тоже достаточно прозрачное явление. Существующее культурное сообщество, любая узкая страта с определенными интересами и «языком» – писатели, художники, фотографы, парашютисты, толкиенисты – использует интернет в качестве еще одного канала коммуникаций. Возможности коммуникаций, разумеется, увеличиваются – в отличие от печатных изданий и бумажных писем, барьер доступа здесь гораздо ниже, а скорость трансляции сообщения значительно выше. Это приводит, в т.ч., к снижению среднего качества на сообщение – при том, что на сайте поэзии зарегистрировано 15 тысяч поэтов (каждый из которых что-то да раз в месяц пишет), а на сайт по фотографии приходит тысяча фотографий в день, качественные образцы культуры «размываются». Возникает вопрос о «дополнительных фильтрах», но его можно оставить за рамками данного текста. Здесь фактором самоотбора также служит само наличие социальной группы, поскольку «костяк» пользователей сайта так или иначе друг другу известен и вне интернета, а интернет-сообщество вырастает из тела группы как полип (со временем способный отпочковаться в нечто самостоятельное).
Интернет-магазины можно было бы отнести и к первой, и к третьей группе сайтов. Разумеется, это – специфический интернет-сервис, однако базой его служит сообщество коммерсантов, возникшее и развивавшееся совершенно независимо от интернета, использующее интернет в качестве еще одного «канала сбыта».
Наиболее интересна вторая группа. Она возникает на основе интернет-сервиса, но вскоре начинает трансформацию в самостоятельное культурное явление, сначала он-лайновой, а потом и офф-лайновой жизни. О LiveJournal уже было сказано. Другой характерный пример – сайт Fuck.ru, на базе которого развилась «контркультура» «подонков» со специфической лексикой и тематикой, ставшая вполне самостоятельным культурным явлением современной России. Здесь мы видим скрещение трех «векторов», определяющих в конечном итоге самоотбор - культурной идеи, удобного сервиса и активной группы пользователей, поддерживающих данную идею на данном сервисе.
Если кто-то дочитал до этого абзаца и готов дать мне другие примеры аналогичных явлений (второй группы) в российском или зарубежном интернете – буду благодарен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments