Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Categories:

Декомпозиция музыки

Вчера я внезапно понял, что то, что я писал об изобразительном искусстве, в полной мере применимо и к музыкальному.
А именно - музыкальное сообщество последних десятилетий выходит к поиску чистой формы. Первоначального "ключевого раздражителя", аппелирующего к самым глубоким (возможно, врожденным) структурам психики.
Момент изощренной, вычурной, совершенной композиции мы фиксируем у Моцарта. Для меня это - непревзойденная вершина звука, примерно так же, как "Солнце русской поэзии" не было превзойдено никем в слове, а фрески Микельанджело - никем в изображении.
Более поздняя классическая музыка, особенно конец 19 и начало 20 века, конечно, совсем другое. Не ясно вообще, стоит ли ставить на одну плоскость Равеля, Листа, Моцарта и Баха. Совсем разные планы. Но - музыка, музыка как изначальное божественное искусство для услаждения слуха избранных.
Спуск в джаз, появление блюза и рока - сильно напоминает изобразительные эксперименты, начавшиеся в 80-х годах 19 века и продолжавшиеся лет 30 (еще до появления кубизма, абстракционизма и иже с ними). Разнообразие, выход за канон, поиск новых звуковых сочетаний вне изведанного поля. И причины примерно схожие - как внутри самого искусства, так и в его "социальном контексте".
Но вот и финальная стадия - выход на поиск "исходной" музкальной фразы, "исходного" ритма.
Что есть рэповая культура (оставляя ссылки на происхождение от перестуков тамтамов войны)? - чистый ритм, ритмика, лишенная всех дополнительных "обвесов" в виде гитарных переборов, переливов флейты и прочей нотной шелухи. Послушайте какой-нибудь Busta Rhymes, где больше двух-трех нот в композицию вложить не решаются.
Другая сторона - миксы и ремиксы, ди-джейская культура. Композиция, построенная на простейшей музыкальной фразе - какой-нибудь De Phazz, скажем, Cut The Jazz. Навязчивое повторение, так контрастирующее со сложной мелодикой "классики" (впрочем, даже с менее сложной мелодикой роковых вещей), но - оно цепляет нас, птенчиков, нащупанным "первичным образом", и мы слышим (видимо, слышим) не меньше, чем в ином фрагменте Штраусса.
Для изобразительного искусства его поиск закончился печально. Все первичные формы были исчерпаны, и художество радостно остановилось у черты, за которой пустота. Хороший и плохой художник теперь не различимы, простые образы и техники переоткрываются с навязшим в зубах постоянством. Я, правда, не искусствовед, это, скорее, субъективные оценки. И все же - к чему движется современная музыка? К декомпозиции себя и (посему) потере смысла?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments