Bowin (bowin) wrote,
Bowin
bowin

Кризис современного

искусства - явление вполне закономерное.
Художники конца 19 - начала 20 в остро почувствовали свою конкуренцию сперва с фото-, а потом и с синема-графией. Художественное изображение перестало иметь ценность как способ информирования. Именно тогда рисование превратилось в поиск чистого образа.
А что такое чистый образ? У этолога Яна Тибергена была знаменитая серия экспериментов с птенцами серебристой чайки. Птенцы, как известно, реагируют на клюв матери-чайки: открывают свои маленькие пасти и принимают пищу. Так вот, Тинберген показал, что птенчики реагируют вовсе не на конкретную мать, а на определенные ключевые стимулы. В их случае тонкая палочка красного цвета вызывала ту же реакцию, а когда палочка была выкрашена еще и белыми полосками - реакция была более интенсивной, чем на собственно чайку-мать.
Позднее похожие эксперименты повторяли с другими животными и другими раздражителями, но вывод похожий. Есть чистый образ, "гештальт", а физические проявления есть его частные случаи.
Когда искусство стало искать "чистый образ", стоило бы поискать в форме или в цвете. Апофеозом поиска в форме является, конечно, кубизм. Поиск в цвете - все эти абстрактные цветовые пятна, столь популярные у художников 50-х. Схематично нарисованные танцоры Матисса, кубические женщины Пикассо, полудетские рисунки Шагала - за всем эти стоит одно, нащупывание гештальта.
Проблема лишь в одном. Вариаций много, инвариант один. Прокапываясь к инварианту, к первичному чистому образу, рано или поздно искусство начинает повторять самое себя. Континенты переоткрываются раз за разом. В середине пятидесятых американский художник снискивает популярность, нарисовав черный квадрат. Другой вешает белый холст и называет его "Красная птица". Как будто и не было знаменитого "небесного дракона" у китайских живописцев.
Современное искусство натолкнулось на нашу несовершенность и ограниченность. Все треугольники сочтены. Дальнейший вариант - возвращение обратно в сферу разнообразия форм и смыслов, бесчисленнно искаженных отражений уже названных платоновских идей.
размышления по итогам выставки Museum of Modern Art в Берлине
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments