Bowin ([info]bowin) wrote,

Сокращая оптимизм в отношении китайских перспектив

Многие мои друзья знают, что в течение последних десяти лет я был довольно неумеренным синооптимистом, полагая, что уже к 2020 году Китай сможет стать новым глобальным лидером. Тому способствовали знание статистики и наблюдение динамики страны, которую я мог видеть во время своих предыдущих приездов (последний раз в 2007). Съездив сейчас, проехав через Пекин, Шанхай и несколько крупных и мелких городов, я свой синооптимизм достаточно поумерил.

С одной стороны, надо признать: Китай очень сильно развил прогрессивную (сверхсовременную, с запасом лет на 20 вперед) инфраструктуру - сложнейшая транспортная система, огромные аэропорты, новейшее метро (круче европейских столиц, токийского и уж точно московского), современнейшие автострады (даже в московской бизнес-тусовке я слышал "автострады как в Шанхае", т.е. шанхайские автострады стали глобальным эталоном). Еще одна супер-прогрессивная вещь: вместо бумажных паспортов повсеместно используются электронные ID-карты (которые также можно использовать для любых автоматических операций - покупка билетов, аренда вещей и пр). Еще один хороший знак - явно развился большой внутренний рынок (даже вполне за себя говорит тот факт, что в туристических местах процент некитайских туристов сократился до ничтожного - раньше их была добрая треть, сейчас отсилы 5-10%, за счет того, что стало гораздо больше местных туристов).

При этом: уровень цен (услуги, продукты питания, одежда) явно уже приближается к европейскому - сопоставимые по качеству товары будут, как мне показалось, стоить дешевле в Германии, чем в Китае. Зарплаты (с учетом производительности труда), насколько мне известно, тоже - Китай быстро перестает быть "площадкой дешевых рабочих рук", и производство смещается в Юго-Восточную Азию. Понятно, что Китай сделал ставку на технологическое развитие по образцу послевоенной Японии, но вот будет ли возможно hold the promise?

В силу культурной традиции и системы образования Китай - очень сильно неинновационная страна. Китайцы - хорошие исполнители, но не созидатели. Китай много инвестирует в научную систему, активно учит студентов в лучших университетах мира. Но при этом пока "гора рождает мышь" - процент оригинальных изобретений в мировом масштабе остается ничтожным (в основном - улучшающего характера), управляемый государством НИОКР остается неэффективным, а главное - управляют процесом нетворческие люди, вопитанные в образовательной системе "зубрежки" (здесь http://professional.wsj.com/article/SB10001424053111903591104576469670146238648.html можно об этом прочитать довольно подробную аналитику). Чтобы качественно поменять ситуацию, надо реформировать систему образования, а это неизбежно перейдет в пространство политических процессов, к чему Компартия пока не готова.

И дополнительно: неожиданно оказалось, что у китайцев очень плохо развит интернет, нельзя сделать платежи, нельзя быстро купить билеты и проч. Очень мало зон публичного wifi. Это отставание - явно негативная динамика последних лет. Просто как индикатор-впечатление: когда я приезжал первый раз 10 лет назад, в больших городах в Китае была самая высокая плотность интернет-кафе, которую я на тот момент встречал где-либо в мире (а ездил я и тогда много). Теперь китайцы явно отстают - и понятно, почему: китайское правительство увидело в интернете угрозу режиму (после попыток "жасминовых революций", координации уйгурских и тибетских волнений через блоги и проч.), они пока не умеют работать с этими технологиями, поэтому им проще все свернуть.

Ясно, что прыжок на новый этап развития будет требовать расконсервировать политическую систему, а к этому руководство страны еще должно склониться, подготовить почву и принять на себя ответственность за последствия. И решений им никто не может дать - единственное, они могут в опыте СССР увидеть пример "как не надо". Поэтому китайцы тянут резину (примерно как тянули ее Штаты последне 10 лет, пока ситуация не перезрела) - но их выбор стать из "мировой мастерской" мировым технологическим лидером скоро поставит их перед тяжелым выбором: меняться невозможно, но и не меняться нельзя.

Posted via LiveJournal app for iPad.


  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

[info]farwideserenity

August 11 2011, 22:11:05 UTC 9 months ago

Китай был лидером в научной и технологической сферах до 17 века.

China's science and technology had fallen behind that of Europe by the 17th century.
http://en.wikipedia.org/wiki/China#Science_and_technology

Смотрите сами, об этом здесь:
http://brother2.livejournal.com/1719572.html?thread=8208148#t8208148

[info]misha_makferson

August 16 2011, 07:59:29 UTC 9 months ago

>Китай был лидером в научной и технологической сферах до 17 века.
Э, ну то есть мнение, что науки в нашем понимании нигде кроме Европы не возникло. Тем более, что к 17 веку наука и в Европе только порождалась. Поэтому Китай не мог быть лидером в научной сфере за отсутствием науки.

[info]linguiste

August 11 2011, 22:39:05 UTC 9 months ago

Забавно, если лет через 25 Китай станет похож на нынешнюю Россию: страна с быстро стареющим населением, неравномерным развитием, очень плохой экологией и значительными ресурсами (надо полагать, в виде скупленных активов), а также большой и сильной, по инерции, армией и ядерным оружием. Ну и растущие нац. меньшинства, конечно.

[info]bowin

August 16 2011, 22:06:29 UTC 9 months ago

да, может получиться довольно интересно - за исключением только населения в 1.5 млрд чел

[info]ypolozov

August 12 2011, 01:17:30 UTC 9 months ago

Согласен, что разумнее быть умеренным синооптимистом, так как большие и политические неопределенности и сложности с внедрением таких вещей как интернетизация.
Но не согласен с упором на риске недостаточности собственных инноваций. Оригинальные изобретения - лишь один из множества возможных товаров в мировом разделении труда. Кто сказал, что их нельзя покупать с выгодой для страны?
PS. А что если ситуация к 2020 изменится несильно и угасание старого лидера не родит нового, и разовьётся та самая многополярность?

[info]dm_kalashnikov

August 16 2011, 05:56:39 UTC 9 months ago

// Кто сказал, что их нельзя покупать с выгодой для страны?

Многие технологии нельзя купить и сегодня. Эмбарго-с.

[info]bowin

August 16 2011, 22:08:31 UTC 9 months ago

Вопрос в стратегической ставке: при всей моей нелюбви к Портеру - это либо cost leadership, либо differentiation

Угасание старого не породит нового - вероятно, Китай не сможет стать адекватной заменой США. Вопрос "угасания" напрямую связан с тем, где "мировая олигархия" хранит свои богатства. Пока - в активах американских фондов и в различных финансовых инструментах

[info]papasha_mueller

January 25 2012, 21:43:06 UTC 3 months ago

При всей моей любви к Майклу Ху

Зачем Китаю становиться "заменой" США?
Его задача, насколько я понимаю, - прежде всего утопить их в их собственных текущих проблемах.
А самому оказаться впереди по наиболее перспективным направлениям.
Это в плане "двусторонних отношений"

[info]brother2

August 12 2011, 03:27:09 UTC 9 months ago

"процент оригинальных изобретений в мировом масштабе остается ничтожным"

хм, а что собственно такого неулучшающего характера было изобретено в последее десятилетие? Судя по личным впечатлениям китайская наука всё таки растёт и программа возвращения специалистов даёт результаты, выражающие не столько в том, что посыпались открытия, сколько в подъёме общего уровня работ. Причём это отмечают учёные из разных образцов. То есть китайский учоный сейчас по стилю работы гораздо ближе к западному чем большинство российских.

Да есть проблема с дедами в академии, но это общая проблема региона, и как я понимаю в более отвязном Китае она гораздо меньшая чем у соседей.

Основная грядущая проблема Китая, которую пока осознают лишь частично на мой взгляд вот какая: сейчас в Европе. Штатх и Японии выходят на пенсию бэбибумеры, с одной стороны нагрузка на пенсионку, с другой - уменьшение количества качественной рабсилы. Китай столкнётся с этим на 20 лет позже, но в несопоставимо больших масштабах, потому что в ЕС и Штатах 2й демографический переход уже прошёл, в России идёт сейчас в русских регионах, а в Китае из-за партрегулирования его не будет.

[info]bowin

August 16 2011, 22:11:10 UTC 9 months ago

Про рост науки согласен, на него ссылался. Про неулучшающее - довольно много, могу ради интереса составить реестр. Непонятно ровно одно - способность к творческой деятельности у достаточного числа людей (пока много свидетельств против)

Про одну из основных проблем - согласен полностью. Китай признает, что началось старение нации. Быстрый рост благосостояния и опережающие инвестиции в инфраструктуру - мне кажется, способ хотя бы частично это разрулить

[info]ptn1900_9

August 30 2011, 18:47:11 UTC 8 months ago

Не согласен с мнением, что производства выносятся из Китая в какую-то Ю-В Азию. Можно смотреть на товары и видеть там made in China. Я вижу, что этот процесс пока идет к своему максимуму - в плане смещения made in в Китай. Можно из памяти брать любые показательные примеры. Например, ASUS - тайваньский разработчик комп. железа. 7-10 лет назад ASUS не только разработывал железки, но и производил из у себя в Тайване. Сейчас - строго made in China. Все производство вынес в Китай. Я не вижу, что это исключение. Вижу, что правило.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…