Bowin ([info]bowin) wrote,
@ 2005-02-09 12:35:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Стратегии тела

О научной медицине
Давно хотел написать о научной медицине, вот и повод.
В России за последние годы на 20% увеличилось число детей, страдающих хроническими заболеваниями. Только причиной этому не развал российской медицины. В развитых странах, между прочим, после второй мировой войны число страдающих хроническими заболеваниями увеличилось В РАЗЫ. Смертность падает, хроника растет.
Проблема не в финансировании или наличии адекватных лекарств. Проблема, как показывают исследования, в фундаментальном подходе. Большинство "лечений" в современной научной медицине - это купирование (подавление) острых состояний: воспалений, болей и тп. Болезнь переходит в стадию ремиссии, и в этой стадии организм пытается с ней справится. Болезнь не побеждена, не ушла, поскольку сохраняются повреждения тканей.
Почему может так быть? Представим себе процесс поиска лекарства от мочекаменной болезни. Находим, что при этой болезни повышается уровень какого-нибудь глобулина, предполагаем, что он и стимулирует болезнь. Берется гидрокарбофосфат-углерода-четыре, который этот уровень может понижать. Как машина - налил бензину, она поехала. Ага. Берем 1000 человек, страдающих боленью, они принимают лекарство, через 9 месяцев у 800 она прошла. Лекарство прошло клинические испытания и готово к бою.
Зададимся вопросами - прошла на сколько? Это не измеряется. Какие побочные эффекты - измеряется только то, что возникает немедленно или через 9 месяцев. Возможно, если мы возьмем промежуток в пять лет, то у половины из подопытных разовьется сердечная недостаточность, но это не так важно.
Наконец, самое важное. 1000 человек, каждый со своей индивидуальной историей. Один пил много, другой нет. Один женился рано, другой нет. И тп. Это все влияет на события, происходящие с телом. Но не так важно - 100 машин, один бензин, все едут.
Организм - это сложнейшая система. Где-то я читал, что реконструкция всей биохимии человека с помощью машинерии потребовала бы огромного и невероятно сложного завода размером с целый город. У нас это умещается в 70 литрах нашего тела - невероятно, чудесно. Там все в этих 70 литрах друг с другом переплетено и связано; неужто вы думаете, что "бензин", налитый в рот, пойдет исключительно в "бензобак" и далее исключительно на пользу "двигателю"? Нет, он пойдет на пользу одному и во вред другому, на пользу или во вред третьему.
Далее, все слышали, что все болезни от нервов, кроме сифилиса. Правда это или нет - судит каждый сам. Вот простой факт - 80-90% генов взрослого человека регулируют его нервные ткани. А нервные ткани регулируют все процессы в организме. Соответственно, состояние нервной системы отражает практически все организмические процессы. Возникновение язвы или, тем хуже, рака не может быть случайным - сколько примеров, что они возникают из-за психологических травм. Т.е. психическое состояние влияет на здоровье, а здоровье - на психическое состояние. Если человек испытывает постоянный психологический стресс, он не может быть здоров физически.
Итак, одна модель говорит нам: болезнь происходит из-за причины. Причина лежит на микроуровне (вирус, белок и тп). Воздействуя на этот микроуровень лекарством и разрушая причину, мы побеждаем болезнь.
Результат применения этой модели известен. Первое, болезни не излечиваются, а подавляются, соответственно, переходя в хроническую стадию. Второе, возникает масса побочных и непредвиденных болезней (лечили гемморой, заработали диабет). Третье, болезнь начинают лечить только при проявлении острой фазы, а не при зарождении.
Зато эта модель выгодна всем. Пациенты счастливы, поскольку у них болит голова, им таблеточка, голова не болит. Температура, таблеточка, температуры нет. Здесь и сейчас, а там трава не расти. А уж как рады доктора и (главное) фармацевтические компании - лучше, чем хронические пациенты, ничего быть не может. С одной стороны, не умирают, с другой - постоянно болеют. Сколько им под это дело можно втюхать лекарств - уму непостижимо.
Есть и вторая модель. Сказать, что все в организме связано. Что лекарство оказывает комплексное действие на все органы и на психическое состояние. Что для лечения необходимо знать индивидуальную историю человека. Что надо не лечить конкретную болезнь, а сохранять здоровье, поскольку здоровье есть некий внутренний баланс, а заболевания - дисбалансы.
Таких принципов придерживаются различные направления холистической медицины. Все то, что, особенно в нашей стране победившего научного материализма, получило название "альтернативной медицины". Тогда как это, скорее, медицина, развивавшаяся веками - тибетская и китайская медицина, гомеопатия, аукупунктура, аюрведа и прочее. Никаких синтетических препаратов. Никогда - лечение только одной болезни, всегда лечение пациента.
Два простых примера. Из всех направлений западной медицины хронические заболевания (когда они уже диагностированы) может лечить только одно - гомеопатия. И лечит, причем довольно успешно. Второй пример - эпидемия SARS была быстро подавлена, как говорят китайцы, благодаря созданному их медиками средству. Никаких вакцин, чистая репа. Не знаю, кто как - я могу этому поверить.
Проблема, как говорит Георг, не в препаратах - она в головах врачей.




(24 comments) - (Post a new comment)


[info]obezyana
2005-02-09 12:48 pm UTC (link)
это проблема вообще "европейского" взгляда на мир и науки в целом - отсутствие комплексного подхода

(Reply to this) (Thread)


[info]bowin
2005-02-09 01:59 pm UTC (link)
не комплексного, а целостного. В остальном - да. Кстати, Европа не всегда обладала таким взглядом - скорее, это определенная традиция, идущая от Аристотеля через схоластов к Декарту. А от Декарта ко большинству современных европейских ученых и просто образованных людей

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]myjj
2005-02-09 02:12 pm UTC (link)
"не комплексного, а целостного" - хорошее утончение

(Reply to this) (Parent)


[info]myjj
2005-02-09 02:13 pm UTC (link)
т.е. я имел в виду "утоЧНение", но так тоже хорошо :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-09 03:38 pm UTC (link)
и так хорошо :)

(Reply to this) (Parent)


[info]redvard
2005-02-09 02:44 pm UTC (link)
Эта традиция идет не от Аристотеля, а от "индустриализированного" образа мышления. Буржуазному обществу крайне невыгодна целостная картина мира. Об этом кстати очень много говорилось...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-09 03:35 pm UTC (link)
как тебе сказать. Индустриализированное мышление есть следствие определенного пути развития общества. Конечно, Аристотель выразил определенный европейский способ думать, но и определил способ думать для других европейцев. А потом христианская церковь. А индустриализированный способ мышления - это только с 17-18 века

(Reply to this) (Parent)


[info]obezyana
2005-02-09 03:07 pm UTC (link)
ну да
по пути наименьшего сопротивления

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-09 03:37 pm UTC (link)
можно так сказать :)

(Reply to this) (Parent)


[info]glowfer
2005-02-11 12:07 pm UTC (link)
эта традиция, насколько я знаю, скорее, от Парацельса (Теофаста Бомбаста фон Гугенгейма - с таким именем можно быть только шарлатаном, это же очевидно :)))), объявившего человека "мешком с болезнями" и предложившего лечить их по отдельности.
До него была принята теория "равновесия жидкостей в организме", гораздо более близкая к восточной медицине.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-11 03:59 pm UTC (link)
примерно так
хорошее уточнение
ну так, все одно к одному - в один исторический период и в одном месте

(Reply to this) (Parent)


[info]myjj
2005-02-09 12:51 pm UTC (link)
Про смертность младенцев и их хронические заболевания. По-моему, очень просто - больным младенцам не дают вовремя помереть, в итоге они потом всю жизнь болеют. Вот и получается - смертность падает, хроника растет.

(Reply to this) (Thread)


[info]bowin
2005-02-09 01:57 pm UTC (link)
вы рассуждаете верно в том смысле, что мертвому человеку нет поводов болеть.
Только есть и другой вопрос - почему они обязательно должны болеть, если им не дали помереть?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]myjj
2005-02-09 02:10 pm UTC (link)
да, да; я, собственно, не возражаю, а так, добавляю штрих для пущей объемности :)

(Reply to this) (Parent)


[info]corey01
2005-02-09 03:09 pm UTC (link)
правильно выражаете, товарищ. А разгадка, конечно, одна ..

(Reply to this) (Thread)


[info]bowin
2005-02-09 03:37 pm UTC (link)
она самая :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glowfer
2005-02-11 12:08 pm UTC (link)
вы про кран и воду? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-11 04:00 pm UTC (link)
нет, мы про журнал old_perdun

(Reply to this) (Parent)


[info]dzenn
2005-02-09 05:56 pm UTC (link)
у Капры такое было.

(Reply to this) (Thread)


[info]bowin
2005-02-09 05:58 pm UTC (link)
да? а где?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dzenn
2005-02-09 06:48 pm UTC (link)
как назло, вылетело изголовы название. Он там рассказывает о своих встречах со всякими продвинутыми учеными, исповедующими холистический подход. Но возможно подбное есть и здесь:
http://sophia.ru/book/book102.html

а в той книге он рассказывал точно о медицине и о холистических методах лечений рака.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-09 07:01 pm UTC (link)
можно было ожидать, что Капра тоже об этом пишет.
кстати, например, я знаю о людях, которые сумели победить рак йогическими упражнениями. И об успехах гомеопатии и китайской медицины на этом поприще тоже.
Только с тз "научной медицины" всегда проще дать "таблетку от рака" - тогда как все холистические системы рассматривают его как финальную часть многолетнего заболевания. Рак никогда не может возникнуть случайно, ему предшествует множество "знаков", когда болезнь уходит все глубже, становится все серьезнее

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dzenn
2005-02-09 07:10 pm UTC (link)
в Лупетте Павла Вадимова тема связи рака с психологическими аспектами очень подробно исследуется. Хотя это и худлит. Книжка вроде уже должна быть в магазинах...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bowin
2005-02-09 07:18 pm UTC (link)
да, интересно посмотреть...

(Reply to this) (Parent)


(24 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…